Лев Тигрищев. Стремянка: Сборник шибко духовных стихов и афоризмов.- М., 2002, 64 c.
"Размышляя о бессмертии человеческом, познай сперва, отчего умирает земляной червяк". Это примечательное высказывание принадлежит не кому-нибудь, а Козьме Пруткову XXI века, имя которого Лев Тигрищев. Согласно источникам, почтеннейший и мудрейший Козьма Прутков родился 11 апреля 1803 года, и следовательно, этот год юбилейный, 200-летие со дня рождения все-таки недавно отпраздновали (см., кстати, EL-НГ # 13 от 10.04.03). И весьма знаменательно, что в этот юбилейный год и возник его вполне модерный продолжатель - Лев Тигрищев. Сам Тигрищев в отличие от Козьмы чужд военной карьере: он - маститый физик и даровитый шахматист.
Книга состоит из трех частей. Первая - размышления и афоризмы Тигрищева, вторая - его исследование картины Дюрера "Меланхолия". Третья часть - перед нами вырастает немного странноватый облик самого Тигрищева, если на него смотреть со стороны, в данном случае глазами поэтессы Ольги Шато.
Сам Тигрищев, надо сказать, склонен к философии и сюру, как и положено проницательному уму в наше время. Но Тигрищев не забывает и прославленную традицию своего предшественника: с важностью изрекать банальные истины. "Закаливаться надо так, чтобы не болеть".
Но все же одна из любимых и многозначительных тем Тигрищева - это трагикомический разрыв между высоким и низким, между верхом и низом:
Орел парит по поднебесью,
Скребет когтями облака,
А у реки с улыбкой бесьей
Лягушка смотрит на быка.
Вот эта "улыбка бесья" так и проглядывает, часто скрыто, когда Тигрищев описывает некоторые свои персонажи и ситуации. У него, несомненно, встречаются обладатели таких улыбок, хотя от прямого осуждения Тигрищев всегда воздерживается.
Но это в конце концов деталь. Более характерна для Тигрищева тяга к модерну (пока еще не к постмодерну). Недаром он посвятил целую, пусть и небольшую, сюрреальную поэму самому Малевичу, озаглавив ее "Кухня Малевича". Тут уж он разгулялся в своем лихом понимании творчества великого художника.
Вообще, несмотря на свою профессию физика, Тигрищева так и тянет к живописцам. Поэтому неудивительно, что свои размышления он посвящает также и Дюреру, да и сама книга оформлена весьма искусно.
Но по отношению к Дюреру Тигрищев проявил себя не как сюрреалист, а как мистик-аналитик. Такого сочетания не может быть? Ошибаетесь, у Тигрищева может. Поэтому, естественно, ему удалось раскрыть смысл меланхолии Дюрера. Пусть читатель сам убедится. Так или иначе, но к Дюреру у Тигрищева особое отношение: мистическое трепетно уживается у него с семейственным. Он даже пишет ему послания.
Кроме сюрреальных, мистических и пародийно-банальных тенденций у Тигрищева еще есть одна - чисто философская. Не надо забывать, что почтеннейший пародист у нас - физик. А физика сейчас, как известно, тянется к философии. И конечно, Тигрищев отметил своим умом самое загадочное и современное течение в современной философии физики: учение о времени. С этим вопросом он справился, по своему обыкновению, лихо: достаточно прочесть размышление о часах на первой странице "Стремянки".
Не обошел Тигрищев и такое всечеловеческое чувство, как любовь к женщине. Но и здесь он показал себя парадоксалистом, даже до крайней степени. Несомненно, своеобразный шарм в этом есть, весьма своеобразный, правда. Любовное послание от Тигрищева сочетает в себе романтизм и, прямо скажем, какое-то непонятное юродство с употреблением дикого просторечия. Вот до чего довело Тигрищева любовное чувство.
Кто же он в самом деле? Если Козьму Пруткова сотворили три известных в истории литературы личности, то Тигрищева сотворил всего один человек. Этот загадочный человек - тоже физик и тоже незаурядный шахматист. А имя его будет известно впоследствии.