Фредерик Бегбедер. Рассказики под экстази / Пер. с франц. О.Акимовой. - СПб.: Симпозиум, 2003, 128 с.
Фредерик Бегбедер ни за что не выберет себе амплуа застенчивого порнографа. Он выберет - порнографа откровенного, для которого (чего там живая человеческая плоть!) - знаки препинания и те рождают эротические фантазии. Особенно - точка с запятой. То, чем в сети обычно улыбаются друг другу бесконечно далекие незнакомые люди.
И через что пишутся длинные сложносочиненные предложения. "Рассказики под экстази" именно сложносочиненны. Бегбедер (р. 1965), профессиональный рекламщик, пришел в Россию сначала наиболее известным своим романом "99 франков", теперь мы можем прочесть его рассказы, то, с чего он начинал несколько лет назад.
Никому, конечно, не воспрещается считать мировую литературу рекламным каталогом спиртных напитков, сигаретных марок, парфюмерии и одежды. А дальше читай - строительных и авиакомпаний, медикаментов, еды┘ чего угодно. По большому счету - образа жизни. Мы не снобы. Ханжество чуждо нам, готовым терпеть любую изнанку действительности на собственной коже. Ведь и Бодлера тоже поначалу не понимали, мягко говоря. Вот мы и думаем: может он и есть Бодлер номер два, а мы - те, кто не понял?
Бегбедер - рекламщик до мозга костей. Ритм его прозы сродни клиповому - частая-частая нарезка кадров, в водовороте которой мелькнет случайно то бутылка спиртного, то вывеска магазина на парижском бульваре, то чьи-то, пардон, гениталии. А то и настороженный глаз автора в тонированном стекле очков отразится. Прямо таком, как на обложке книги самой. Следить за сюжетом бесполезно, как в том же клипе. Нужно просто отдаться этому гормональному хаосу. Очень весенняя проза, кстати. В том смысле, что "все и вся ищут любви". Если найдут - жди оргии в духе Аллена Роба-Грийе. Но опять же: тела у Бегбедера на предмет искусства не тянут, а тянут только на мясо. Пушечное мясо, из которого порнограф делает вам "приятно" на расстоянии. Хотя игровой метод в литературе тоже пока никто не отменял. Но уж больно аллюзии не прочитываются.
Ну, допустим, "Рассказики под экстази" - эзопова басня неокоммунизма. Да, коммунист Бегбедер. И идею может нести в массы, коли хочет. Волен в этом. Но почему тогда про утопию коммунизма с трупом Матье Кассовица на парадном штандарте - всего лишь один рассказик? "Рукопись, найденная в Сен-Жермен-де-Пре"? Маловато будет. Да и про экстази - как-то не до дрожи┘ На место экстази в бегбедеровском тексте спокойно ставьте какую хотите забаву века - результат получите тот же. Не шокирует.
Правда, слава богам, что не срабатывает в нашем читательском мозгу врожденное рекламное чувство "хочу". Экстази все-таки не конфета. Не надо ее есть.
Бодлер писал про разлагающиеся трупы женщин и вступал в клуб любителей гашиша не ради примера потомкам. Он создавал метафору, рассчитанную на грамотного толкователя. Труп - символ. И гашиш - символ. Ими для каждого обычно бывает свое. Для одного - взаправдашняя некрофилия. Для другого - звезда над Эйфелевой башней.