Анатомия ангела. - М.: ОГИ, 2002, 264 с.
Война и мир. - М.: ОГИ, 2002, 416 с.
Не раз было говорено: больше премий хороших и разных! Доля истины в этом есть: не так, так сяк - заметят, а там, глядишь, и вовсе благословят, попутно освободив место на солнечной и потому - забитой до отказа полянке российской словесности. А полянка сия забита, надо вам сказать, до отказа и под завязку, по-сему - протискиваемся, как умеем...
Премии "Дебют" исполнилось три, пошел четвертый...
Ребенок умен, смышлен, в меру самоуверен, излишне напорист и неплохо раскручен. В этом смысле "Дебют" - состоявшийся и вполне удачный бизнес-проект. Ну да ведь каковы отцы, таково и дитя! Идея проекта - Дмитрия Липскерова, попечительский совет возглавляет Эдвард Радзинский. Каждый шаг малыша - и это отрадно - ознаменован выходом в свет антологий, выпускаемых по итогам ежегодного вручения премий. В "Анатомию ангела" вошли стихи, в "Войну и мир-2001" соответственно проза. И та и другая примечательны тем, что в полной мере отражают как и обнадеживающее состояние современной российской прозы, так и пляску святого Витта современной российской поэзии.
Начнем с печального. Несладко приходится нынче ангелам! То они кусаются (см. Крусанова), то разымают их на части молодые прилежные патологоанатомы. Составитель сборника Данила Давыдов справедливо замечает в предисловии, что шорт-лист в номинации "Поэзия" "интересен тем, что в нем представлены поэты женского пола" и усматривает в этом некую "гендерную тенденцию", попутно сообщая, что "поэзией в этом году заведовала Вера Павлова, живой классик именно гендерной поэзии". В чем с Данилой Давыдовым согласиться хочется сразу, так это лишь в том только, что "женской поэзии" не существует, как не существует "женского" или "мужского" МХАТа. Равно как и гендерной поэзии. Равно как и классиков районного масштаба. Либо она, поэзия, есть, либо...
Победительница номинации Наталья Стародубцева, как сказано все в том же предисловии, "синтезирует умеренно-традиционную просодию с максимально-свободным... использованием лексического материала". Этакими "просодиями", более всего напоминающими небезызвестную игру в бисер, изобилуют стихи абсолютно всех авторов, представленных в антологии. Филологическое образование, о котором непременно хочется сообщить "граду и миру", и является той темой, что ведет всех авторов. Филология сегодня напрочь задавила поэзию, а многие так и вовсе считают, что она - поэзия и есть! Усиленная проверка гармонии алгеброй идет полным ходом. "Я подумала, ну вот, мой зад уже больше, чем у Одри Хепберн..." (Дина Гатина). Это ли главная беда! Таланты несравнимы...
Представленная в той же книге "Антология ста поэтов" мало чем отличается от поэзии шорт-листеров. Но вот что удивительно! И у Евгении Свитневой немало прекрасных стихов, и у Ксении Белецкой, и у иных авторов. Да и у той же Стародубцевой: "В магазине конфеты только такие были/ горошины разноцветные..." Но то ли немодно нынче быть искренним, то ли молодых авторов усиленно подталкивают к этакому жонглированию словами, в котором не участвуют ни душа, ни сердце...
С прозой - много лучше. Интересны фантасмагории Алексея Лукьянова и Владимира Лорченкова, парадоксальные миниатюры Анастасии Копман, интеллектуальные гротески Александра Силаева. Но внимания заслуживают прежде всего две вещи: стилизация Дениса Осокина "Ангелы и революция" и рассказы Аркадия Бабченко "Десять серий о войне". Увлечение литературы злободневностью, сиюминутностью, то есть тем, что является достоянием журналистики, наблюдается нами всюду и сплошь. То ли от безвыходности, то ли от невозможности осмыслить, а только журналистика все настойчивее выбивается в лидеры. Мы можем сколь угодно долго отдавать дань мужеству автора, его бесстрашию, честности и отваге... А только разговора собственно о литературе пока не получается. Странное дело, повторяется ситуация перестройки, когда правда была синонимом высоты творческого взлета, профессиональной удачи.
Однако многие произведения того времени справедливо канули в Лету, хотя лет пятнадцать назад публика рукоплескала им стоя. То же может произойти и с произведениями нынешними, если и редакторская и издательская политика не сделают крутой поворот от публицистики к литературе. А вот "Ангелы и революция" вселили уверенность, что не все еще так плохо в нашей прозе в частности и в литературе - в целом.