Доминик Фернандез. На ладони ангела: Роман / Пер. с фр. Т.Хмелева. - М.: Глагол, 2002, 496 с.
Фанатов кино, влюбленных в творчество Пазолини, восхищающихся "Теоремой", "Евангелием от Матфея" и другими шедеврами, навечно вошедшими в классику искусства, эта книга, наверное, сильно разочарует, если вообще не разозлит. О кино, о литературе, о поэзии в ней, конечно, говорится, но как-то вскользь, невзначай, попутно. Не это главное. Главное для Фернандеза - откровенная исповедь гомосексуала, именно через свою принадлежность к секс-меньшинствам воспринимающего весь остальной мир, в том числе и даже, наверное, в первую очередь искусство. Как он сам пишет о себе и этой книге в воображаемом некрологе: "┘Фернандез написал роман, в котором критики усмотрели, преподнося ему это как упрек, защиту гомосексуальности. Гомосексуальность для Фернандеза была не только предметом страхов в юности и гордости в уже зрелом возрасте, но также и символом всего маргинального и даже <┘> эмблемой того, чем должна быть любая жизнеспособная культура - силой протеста, низвергающей установленные авторитеты". Но можно спросить - при чем тут Пьер Паоло Пазолини? Убери его - что останется? В том-то и дело, что великий Пьер Паоло, собственно, и ни при чем; он просто фон, побудительный мотив, маска для самого Фернандеза. Если забыть, что вся эта пятисотстраничная исповедь имеет какое-то отношение к Пазолини, все встает на свои места. И остается донельзя красивый, пробивающий даже перевод, изысканный стиль Фернандеза - не зря он за этот роман получил Гонкуровскую премию! - остается его особый взгляд на мир, который может заинтересовать, остается его вечное желание любить и быть любимым. Остается, как пел когда-то Гребенщиков, "золото на голубом".