Питер Хег. Условно пригодные / Пер. с дат. Е.Красновой. - СПб.: Симпозиум, 2002, 319 с.
После того как вышел русский перевод романа "Смилла и ее чувство снега", для многих Питер Хег вошел в число любимых писателей. Книга была неровной, детективная интрига проваливалась в фантастику, конец вообще можно не читать, по крайней мере не перечитывать, - но первая ее часть, "Город", перечитывалась уже не один раз - такова сила слова и сила Смиллы. Хег написал какой-то "новый старый роман", притягивающий как магнит, - бездарную американскую его экранизацию смотреть категорически запрещается.
Появление "Условно пригодных" (датской книги о "датской школе"), следовательно, должно быть событием - тем более после политического "датского скандала". Дания - сакральная страна, символ Европы. Это значение, случайно доставшееся ей от щедрого, легкомысленного Шекспира, Хег эксплуатирует самым бессовестным образом, помещая своих героев фактически в тюрьму - в "датскую школу", пик достижений европейской цивилизации, абсолютный механизм подавления личности во имя прогресса и равенства возможностей.
Ребенок в закрытом учебном заведении, сирота, отданный на растерзание государственной машине, без малейшей опоры и защиты - тема благодатная и в каком-то смысле спекулятивная. Это ощущение спекуляции достигает пика, когда на одной из последних страниц ты вдруг обнаруживаешь фамилию чудесно обретенных героем приемных родителей и сопоставляешь наконец его имя Петер с именем автора - книга оказывается чуть ли не автобиографической. Однако бросать Хегу обвинение в спекуляции язык, разумеется, не поворачивается. Пишет он по-прежнему хорошо - медленно и неуклонно погружая читателя в пучину собственных смыслов. Книга написана о времени - это философский трактат, где единицей измерения, математическим знаком становятся душа и тело. Как и в "Смилле", здесь есть какая-то псевдодетективная интрига, как и в "Смилле", читателя поражает та чудовищная, тяжеловесная легкость, с которой мальчики и девочки разыгрывают свои сложнейшие комбинации. Им почти все удается - хотя жертва, как и положено, приносится. Заклание агнца, убийство ребенка - для Хега это, кажется, тема неизменная. Но при всей готовности пойти за автором, "Условно пригодных" может все-таки выдержать не всякий - слишком сильное, одностороннее давление вызывает обратную реакцию, читателю хочется бежать. Тем не менее свои читатели у этой книги найдутся - возможно, все зависит от личного опыта и душевного склада. А второй "Смиллы", конечно, быть не могло.