Римма Казакова. На баррикадах любви. Про самое-самое. - М.: Вагриус, 2002, 192 с.
Стихи разных лет - устойчивая формулировка. Меж тем стихи разных лет - это и есть вся жизнь. В данном случае, в данном сборнике - личная жизнь. В юности - безумная и бездумная, бесстыдная и безоглядная. Со всеми на "ты" - и с Богом (книжка издана сейчас, а потому все-таки с большой буквы, по современной орфографии), и с чертом. "Но ночами, склоняясь к челу - / в смертных бороздах муки, без нимба, - / понимаю опять, почему / сто раз Бога забыла я с ним бы! / И на что мне сиянье венца, / благость, постная мудрость Господня┘ / О любовь, до конца, до конца / я с тобою, моя преисподня". Потом - спокойнее и проще. Потому что - дети (свои). Потому что уже интересно, что на соседней лавочке в метро сидят двое. Ну и держатся друг за друга, как будто сейчас навсегда расстанутся. И вообще личное уходит. К соседям. "Нет личной жизни! / Больше не светит / в мощном и малом. / Нет личной жизни. / А у соседей - / прямо навалом! / Я их, должно быть, возненавижу┘"
Личная жизнь, конечно, всегда есть, всегда будет. Потому что любая жизнь - это личная жизнь. Все прочее - не от лукавого даже, а от участкового. Ну да, время идет - меньше надежд, больше воспоминаний. Но человек тот же, та же личность с той же самой - единственной и неповторимой, грубой и зримой - личной жизнью: "Пускай других разит субтильный шик / и жиденькая сладость лимонада┘ / Да, грубый. / Да, упрямый. / Да, мужик! / Мужик, мужик┘ / А что мне, бабу надо?!"
Личная жизнь - не взлетная полоса. А среднерусская проселочная дорога - с ухабами, ямами, ДТП на каждом шагу, пьяными пешеходами и прочими прелестями. Стихи вообще-то лучше всего читать выборочно, наугад, можно даже не целиком, а отдельными строфами. Здесь в принципе тот же случай - книжка составлена из отдельных стихотворений (прежде всего). Но если все же кто-то рискнет читать ее "как положено" - с начала и до конца, то с удивлением обнаружит перед собой роман. С прологом и эпилогом, вставными новеллами, лирическими отступлениями и пр. и пр. Ну а личная жизнь - как главный герой, что ли, страдающий молодой, а потом и не очень, Вертер. "Нет личной жизни. / Вкус потеряла / к цели движенья. / Нет личной жизни! / Смотрю сериалы┘ / Жду продолженья".