Стихи - это оружие. Они должны поражать в самое сердце - чем угодно: голой эмоцией, магией формы, энергетикой образов. Если это случается, то необходимость в высокомудрых комментариях отпадает сама собой.
Стихи не выстрелили с первого прочтения - и все бесполезно. С самыми совершенными протезами, которые способна изготовить филология, эти тексты будут инвалидами. Они будут рассыпаться на молекулы и вливаться в общий звуковой фон планеты наравне с рекламными роликами, эстрадными песнями и матом пьяных рабочих в общественном транспорте. Тексты, нуждающиеся в филологических костылях, по определению бездарны, так как ДАР - это прямой укол в сердце, от которого оживают даже мертвецы.
Сейчас человек как биологический вид на пороге превращения в беспечное овощное рагу. Скоро люди утратят все, кроме фотосинтеза: потеряют и волю, и способность самостоятельно мыслить. Это перевоплощение людей в растения не переживается ими как катастрофа. Обыватель свою трагедию не переживает никак, ее не замечая.
В подобных условиях мыслящее существо должно выбрать ту форму сопротивления, к которой способно больше всего. Люди искусства зачисляются в солдаты Армии спасения, а значит, несут ответственность не только за себя, но и за исход всей операции.
Почему литература должна быть экстравертной или "обратной в реальность"? Потому, что эпоха безответственности закончилась. Современный автор - это уже не homo ludens, а снайпер, нацеленный на читателя. Писатель прицельно стреляет в сердце и не имеет права быть интравертом, копаться в значимых для него воспоминаниях о нянечках в детском саду┘
Былая литература доживает свои последние дни, ибо энтропия в замкнутых системах в конце концов приводит к взрыву!