Джозеф Хеллер. Видит Бог: Роман / Пер. с англ. С.Ильиcна. - М.: Иностранка, Б.С.Г.-ПРЕСС, 2002, 575 с. (Иллюминатор.)
"Что за хреновина?" - восклицает престарелый царь Давид, узнав, что один из сыновей его, Адония, провозгласил себя царем и закатил по этому поводу вечеринку. Он очень недоволен подобным хамством и велит немедленно помазать на царство другого своего отпрыска - "тупого сукина сына" Соломона.
Таким предстает перед нами национальный еврейский герой, легендарный Давид га-Мелех, в романе Джозефа Хеллера "Видит Бог".
Автор бросает вызов суровому слогу Ветхого Завета и пытается оживить его героев нехитрыми методами. Великий царь превращается в злобного старикана, его мудрый сын оказывается недалеким скопидомом, пророк становится занудой... Текст напичкан крепкими словами, сознательными анахронизмами, иногда промелькнет фраза на Святом языке - правда, с ошибками. Давид матерится на идиш, сетует на фригидность пожилой Вирсавии, а прелести своей молодой наложницы Ависаги описывает слогом Бивиса и Батхеда. Впрочем, даже ее "на редкость объемистая, симпатичная задница" не может разжечь в старике былую силу.
Только и остается бедняге, что вспоминать. Вспоминать и гордиться: "Чего у меня только нет - самоубийство, цареубийство, отцеубийство, просто убийство, братоубийство, детоубийство, адюльтер, инцест, казнь через повешенье, а уж отрубленных голов..." Вот такая насыщенная получилась жизнь. Чисто американский юмор.
Вряд ли Джозеф Хеллер стал бы писать большой исторический роман, чтобы создать еще один образ "плохого парня". И в самом деле, без большой философии никак не обойтись. Кроме матерщины, похоти и убийств, в романе есть другой важный мотив: ссора Давида с Богом. "Мы много с Ним разговаривали и пребывали в совершенном согласии, пока я не обидел Его в первый раз; потом Он обидел меня, а потом мы взаимно друг друга обидели". Царь поссорился со Всевышним и уже сорок лет ждет извинений. При этом он замечает: "Нутром чую, что как человек я лучше Его". Но годы, проведенные в конфликте, дают о себе знать. "Я ненавижу Бога и ненавижу жизнь", - вот к чему приходит Давид, вспоминая свои подвиги. Он ждет, что Бог признает свою неправоту, но Царь царей, как и прежде, безмолвствует. Чисто еврейская история.
Способна ли еще кого-то растрогать сказка о грубом и неласковом негодяе, который на самом деле очень страдает и в глубине души большой философ? Вряд ли. "Плохой парень" Давид обладает одним по-настоящему плохим качеством: он, как и его автор, совершенно необаятелен.
Вспоминается мне вредный Печкин со своим велосипедом. Тоже противный был мужик, но очень уж симпатичный.
Итак, очередная попытка человека побороться с Богом не увенчалась успехом. Проиграл Джозеф Хеллер: его якобы живой и оригинальный текст уступает Книгам Царств даже в интриге, не говоря уж о философии. Проиграл главный герой - поздно ночью он плачется в подушку: "Я хотел, чтобы мне вернули моего Бога, а мне, в который уж раз, прислали девицу".