Фредерик Бегбедер. Каникулы в коме: Роман / Пер. с фр. И.Кормильцева. - М.: Иностранка, 2002, 207 с. (За иллюминатором.)
Марк Марронье, 27 лет, литератор и бездельник. Прожигатель. Отправляется на светскую вечеринку. Очередную. Роман длится всего 12 часов - с 19.00, когда главный герой, уже упомянутый выше Марронье, отправляется на вечеринку, и до семи утра. Утром Марк ложится в кроватку с "заключительной сентенцией": "Солнце завтра встанет, я - нет!" Марк - типичный западный писатель. Молодой, все время что-то записывает, цитирует сам себя самому себе, в 5.00 сочинил заметку о прошедшем мероприятии. "Завтра за эту фитюльку ему заплатят штуку. Едва хватит на химчистку". А химчистка - нужна. Ведь "застенчивый буржуа" и "светский предатель" Марк был на открытии ночного клуба "Нужники". Самого модного места в Париже. Символа и апофеоза действительности. "Нужники" оборудованы в бывшем общественном туалете. На площади Мадлен в рекламных целях установлен гигантский унитаз. Вход оформлен в виде рулона розовой туалетной бумаги двухметровой высоты┘ круговая танцевальная дорожка выполнена в форме сортирного "очка" и как бы слегка "притоплена"┘
Под стать месту и персонажи, под стать персонажам и приключения. Марк отправился в "Нужники" не из-за пустячного любопытства, а с целью. Цель - святая: вступить в половую связь. Не важно с кем, важно, что "не отужинав с ними предварительно наедине раз этак пятнадцать". Все приглашенные - друзья (или бывшие друзья), прежние любовницы (и их нынешние партнеры), просто знакомые, будущие друзья и будущие любовницы Марка. Все подогреваются, разогреваются, отогреваются. Хороши и коктейли: "Лоботомия", "Ката-тоник" etc. Замечательна музыка (диджей, разумеется, старинный приятель Марка, подонок и извращенец). Содержательны диалоги: сначала все "предвкушают", потому не слушают ни себя, ни других, потом - пьяные и обкуренные - просто орут, ну а после и вовсе визжат, хрипят и причмокивают (европейские интеллектуалы, что с них взять!). Званый вечер для кого плавно, а для кого и сразу превращается в оргию, вместо музыки несется просто крик, все довольны. "Несколько готтентотских Венер беснуются на эстраде: одна трясет тремя сиськами, причем только средняя не подверглась пирсингу. На стену проецируются слова с сублиминальными созвучиями: КИБЕРПОРН, ЭПИФАНИЯ, LUCID DREAMING, NAPALM DEATH, РОЗОВАЯ ПЫЛЬ, DATURA, MOONFLOWER, NEGATIVLAND, MONA LISA OVERGROUND HIGHWAY, ВАВИЛОН, ГОГ И МАГОГ┘" Марк находит один объект для половой связи, потом сразу два, потом еще один, всех постепенно теряет, точнее, они сами растворяются. Уплывают - и прямо в лапы ублюдка диджея, который несчастных девушек (разного, впрочем, возраста, разной свежести и пр.) мучает и терзает. Они кричат, под их вопли все и отплясывают. "Фотографиня Ондин Кензак распята живьем на двери сортира, вспухшая кожа на животе вся в кровяных царапинах и напоминает апельсиновые кожурки. Кто-то загасил сигарету в ее пупке, как в пепельнице┘ Миниатюрный радиомикрофон закреплен у рта Ондин с помощью обруча для волос┘ Звук идет прямо в зал". Такой вот чувственный французский юмор.
Марк глядит на фотографиню, глядит еще на одну девушку, пресс-атташе, вспоминает пытку номер 148 из "Ста двадцати дней Содома" своего божественного и инфернального соотечественника. Восхищается работой старинного своего приятеля, палача-интеллектуала, усталого бедолаги-диджея. Но: "Марк прекрасно знает, что без мордобоя, наркотиков, скандалов и трупов вечеринка не может считаться состоявшейся... Но он также знает, что все это бессмысленно┘ Строить баррикады, сжигать 205 GTI перед "Макдоналдсом" на улице Суффло, избивать иммигрантов - не решение проблемы. Расчленять женские трупы, чтобы они влезали в холодильник, - сущий бред. И даже блевать на рассвете кровью на покрывало фирмы "Сулейадо" - идиотизм". А потому Марк пишет свою фитюльку, фотографиня Ондин Кензак делает снимки. Завтра и то и другое будет оплачено.
До завтра, впрочем, надо дожить. Встретить девушку, полюбить ее. "Завтра - это поцелуй в шею. Капля дождичка на лбу. Завтра - это поехавший чулок и упавшая с плеча бретелька". Марк, конечно, счастливчик, он встречает Анну. Она увозит его домой, она его жена. Грустная мораль веселой аморальной истории. Капля дождичка на лбу.