Андрей Башаримов. Инкрустатор. Роман. - Тверь: Митин журнал& Kolonna Publicatons, 2002, 314 с.
"Инкрустатор", одобренный и снабженный "путевкой в жизнь" Аркадием Драгомощенко (автор предисловия), Дмитрием Волчеком, Маргаритой Меклиной - мгновенно, еще до поступления тиража на книжные прилавки, удостоился чести попасть в шорт-лист (по номинации "Проза") премии Андрея Белого. Премии, ориентированной на поддержку спорных, нередко эпатажных и маргинальных экспериментов. Это второй - после вывешенной в интернете "Пуговки" - роман Андрея Башаримова. Издательский гриф "Митин журнал&Kolonna Publicatons" для знатоков явится свидетельством заведомо фрондерской стилистики: под эгидой этой издательской марки опубликованы Алистер Кроули, Ярослав Могутин, Вадим Калинин, Шиш Брянский, Маруся Климова. "Инкрустатор" подтверждает ожидания: Башаримов щедро, иногда даже с перебором демонстрирует реестр отыгранных в модернизме и постмодернизме техник препарирования и расчленения текстуальной материи.
Конструктивный принцип башаримовской прозы сводится к неумолимой вивисекции любого высказывания и модели реальности - возникающая при этом нелинейная череда фабульных арабесок выстроена на удивление органично. Манеру Башаримова можно окрестить полистилистическим "пиршеством" - разумеется, не без отсылки к Сорокину. В "Инкрустаторе" немало реверансов в адрес сорокинской "дисморфомании" - стратегии повествовательных сбоев и распада языковой ткани до стадии тавтологичной, механизированной бессмыслицы. Немало в романе и закамуфлированных, но вполне отчетливых перекличек с эзотерической, желчно человеконенавистнической тональностью книг Дмитрия Волчека ("Кодекс гибели" и "93"). Башаримов практикует и новомодное нынче "компьютерное письмо", осваивающее принятые в чатах лаконичные шифровки и псевдоаббревиатуры с утраченным или завуалированным смыслом.
По основной специальности Башаримов трудится разработчиком антивирусных программ в лаборатории Игоря Данилова. "Инкрустатор" описывает и протоколирует изничтожающую текст активность таинственного, неназванного вируса. Тем временем антивирусное обеспечение пытается блокировать и обезвредить опустошающее воздействие извне (или изнутри?). Что это за вирус? Какова его диагностика и уместна ли против него профилактическая защита? Подчас вирус (может, назвать его "вирус письма"?) мимикрирует под литературный цинизм, иногда - под человеческое соучастие или апофеоз одиночества, но, маскируясь под любой и каждый объект, он так и остается неуловимым, неопознанным и всемогущим. Его неустанный мониторинг (по Башаримову "самое приятное: а - мониторинг, б - мониторинг, в - мониторинг") и образует мозаичное и неизменно ускользающее содержание романа. Мониторинг в процессе.