А.П. Каждан, Ли Ф. Шерри, Х.Ангелиди. История византийской литературы. 650-850 гг. Пер. с английского. - СПб.: Алетейя, 2002, 530 c.
Вниманию русского читателя впервые за четверть века предлагается новая фундаментальная работа одного из крупнейших современных византинистов - А.П. Каждана (1922-1997). Вышедшая с свет книга представляет собой последний и так и не оконченный труд исследователя, своеобразный итог его научного творчества.
Исследовательские интересы Каждана первоначально были связаны с проблемами социальной истории Византии и их отражением в сочинениях различных византийских авторов. Однако постепенно его все в большей степени стали волновать вопросы поиска творческой индивидуальности в средневековом авторе, а не его зависимости от интересов социального слоя, которые он должен был бы "отражать". Независимость суждений Каждана и противоречия в научной среде сделали невозможным продолжение полноценной работы на родине и вынудили ученого эмигрировать в Америку, где он сумел создать еще несколько крупных научных трудов. Последние годы жизни Каждана были посвящены работе над фундаментальной историей византийской литературы, и в 1997 году автор успел завершить ее первый том, ныне переведенный на русский язык.
Период VII-IX веков, которому посвящена представляемая книга, в истории Византии остается одним из наиболее малоизученных и загадочных. По причине крайнего недостатка исторических источников он известен как "Темные века". Эта эпоха связана как с тяжелым кризисом империи в VII веке из-за персидских и арабских войн, потери большинства владений на Ближнем Востоке и общего экономического упадка, так и с иконоборческим движением, которое стало основным содержанием жизни Византии в VIII - первой половине IX веков. Империя из мировой средиземноморской державы незаметно превратилась в региональное средневековое государство с преобладающим греческим населением и ограниченными ресурсами.
Каждан стремится описать литературный процесс не как совокупность различных написанных текстов, а как систему способов и средств, которыми пользуются авторы, чтобы выразить себя. Литература неразрывно связана с авторским замыслом и индивидуальным искусством слова, даже если сам писатель остается анонимным монахом, полным самоуничижения.
А.П. Каждан вводит периодизацию рассматриваемого им двухсотлетнего периода, разделяя его на две части: собственно "темные века" (650-775 гг.) и эпоха "монашеского возрождения" (775-850 гг.). Для каждого из этих разделов он выделяет наиболее значительные и одновременно типические произведения и авторов, описывая их отдельно. Для описания первого периода им собраны практически все известные современной науке византийские сочинения, включая даже те, датировка которых остается спорной.
Период, названный автором "монашеское возрождение", не связан с каким-либо особенным движением в византийском монашестве. Рост влияния Студийского монастыря в Константинополе в первой половине IX века на волне преодоления иконоборчества все же не стал знаменем кардинальных перемен в культуре Византии. Речь идет об активности монашества в области литературы: за этот период было создано произведений значительно больше, чем в "темные века", они более разнообразны, и при этом литературная деятельность была практически монополизирована обитателями монастырей.
Работа заканчивается на полуслове. Подводя итоги периоду монашеского возрождения, автор задается вопросом (ни много ни мало) о сущности понятия "ренессанс" применительно к истории Византии и обещает вернуться к этому "во втором томе"┘ Продолжить работу Александр Петрович уже не успел.
Книга Каждана представляет собой "последнее слово" современной мировой науки в области византийской филологии; вероятно, можно говорить о будущем влиянии этой работы на исследование византийской литературы и этой, и всех других эпох. А.П. Каждан, вернувшийся в Россию в своей книге, оставляет значительный "задел" в изучении византийской интеллектуальной культуры, столь непохожей на нашу.