0
948
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.09.2002 00:00:00

Давным-давно. До 11 сентября

Тэги: Ирвин, арабский кошмар


Роберт Ирвин. Арабский кошмар: Роман. Перевод с англ. В.Когана. - СПб.: Симпозиум, 2002, 335 с. Николай Фробениус. Адская притча: Роман. Перевод с норвеж. Н.Беляковой. - СПб.: Азбука-классика, 2002, 224 с.

Киплинг недаром взывал: "Запад есть Запад, Восток есть Восток".

И хотя британский классик полагал, что сойтись вместе этим противоположностям не удастся ни при каких обстоятельствах, противоположности все-таки притягиваются. Просто подход разный. Уроженцы Востока чаще всего используют прагматическую сторону западной культуры - укрепляя собственное благосостояние, но не позволяя чуждой идее отравить сознание. А европеец алчет причаститься загадочной мистике Востока. Известный английский медиевист Роберт Ирвин написал свою книгу в 1983 году - задолго до того, как под "арабским кошмаром" стали пониматься теракты в экономической столице сильнейшего западного государства. И назвал он свою книгу - на языке оригинала - "The Arabian Nightmare", что подразумевает кошмар в узком смысле страшного сна.

Сон, как известно, состояние сугубо внутреннее, то есть то самое состояние, за которым европейцы и едут на опасный Восток, претерпевая опасности и лишения, часто не постигая сакральную сущность и тайну Востока. Такое вот причащение-паломничество совершает Бэльян, который прибывает в Египет с тайной шпионской миссией, а на самом деле ведомый неясными призывами из собственных грез. В Каире его поражает странная болезнь - он видит кошмарные сны жестокого и непонятного содержания, поражающие не только дух его, но и тело. Восточные люди, к которым Бэльян обращается за помощью, рассказывают ему об Арабском кошмаре - бесконечном бессознательном страдании, приходящем во сне и забывающемся наяву, из-за чего рациональное сознание европейца не может ни выявить причину страдания, ни бороться с ним.

Постепенно кошмар все основательнее поглощает внутренний мир европейца, и он вполне в буддийской традиции (бабочка, которой снится, что она Лао Цзы) перестает осознавать, что есть сон, а что явь. Арабский кроваво-эротичный кошмар с видениями совокуплений, битв и казней - или его рациональная, но оттого не менее непознаваемая европейская жизнь с неумолимой связью причин и следствий.

И пока околдованный европеец, рожденный постфрейдистским воображением нашего современника, борется с темными сторонами собственного подсознания, его "диалектические соперники" - арабские "контрразведчики" - избавляются от угрозы шпионажа, исходящей от Бэльяна.

А что? Может быть, и на самом деле не было никакого Каира, давадара, мамлюков, Англии, Европы и Святой земли, а была только странная арабская книга с непонятными притчами, из которой пришла к Бэльяну таинственная и страшная Обезьяна, чтобы забрать его разум?

"Симпозиум" издал "Арабский кошмар" на русском очень вовремя. Большинство интеллектуалов, которых остро интересует проблема европейско-исламского противостояния, купят эту метафорическую книгу, прельстившись суперобложкой с изображением типажа с арабской вязью на лбу. И станут очередными жертвами обманчивой ясности Востока. Но взамен злободневной истории о нарушителях мировой гармонии читатели получат немало любопытных знаний о внутренней, изнаночной истории средневекового Леванта - и словно наяву вдохнут его живой аромат.

У европейцев, кстати, тоже хватает своих, европейских кошмаров. Однако это не таинственная и ироничная арабская вязь "Тысячи и одной ночи", обманка, насмешливый морок - это чуть монотонный, немного нравоучительный кошмар загробного мира и Страшного суда из пуританских апокрифов, созданный фантазией богословов в назидание грешникам. Именно в такой кошмар - полусон, полусмерть - погружается, растворяясь в нем по частям, герой романа Фробениуса "Адская притча" Ульрик Маннинг. В качестве путеводителя по аду, совершенно кафкинскому анти-Лондону - "Городу А." Ульрику тоже достается книга. Утерянные главы из "Дневника снов" знаменитого духовидца Эмануэля Сведенборга. Ему обещали: "труд - путь к спасению" - продление загробного существования на время дописывания этого труда, по последним, так сказать, уточненным данным о состоянии преисподней, а уж потом вместо ада метафизического (вечного кошмара) его ждет ад экзистенциальный (вечное небытие, которое еще страшней).

У бедного Ульрика в аду все, как и следует в антигороде, получается навыворот: бытие становится небытием, преданность - предательством, любовь - отнюдь не фигуральным пожиранием ближнего. Подразумевается, что это и есть истинный ад, живущий внутри нас. Мысль не новая, хотя оттого не менее кошмарная.

А вообще если сравнить две адские книжки┘ У Ирвина-историка чтение получилось занятней по крайней мере потому, что он рассказывает (сочно и ярко) о незнакомом мире, который лишь отчасти, как в слишком выпуклой линзе, искажен его фантазией. Фробениус же в своем собственном понимании ада как пристанища убийц, наркоманов и кровожадных тоталитарных лидеров с лицами Муссолини, увы, неоригинален. Странно, почему европейцы и рай, как в "Замке", и ад, как в "Адской притче", видят административными механизмами, государством, учреждением? Страшней тоталитаризма зверя нет, или есть тоталитаризм, вырвавшийся из законодательно-административной клетки.

Эта странная и несгибаемая кривизна евроцентрического видения загробного мира едва ли понятна восточному человеку - такому, например, как житель Каира из "Арабского кошмара", живущего по нелинейным законам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
502
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2221
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1454
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1086

Другие новости