Сергей Буртяк. Кот. Плуто-авантюрный роман. - М.: Вагриус, 2002, 302 с.
"Кот не работает.
Администрация".
Какой кот? - спросил я. - Комитет Оборонной Техники?
А.Стругацкий,
Б.Стругацкий. "Понедельник начинается в субботу".
А нас, между прочим, предупреждали: женщинам читать не рекомендуется. А мы в книжечку Сергея Буртяка "Кот" все равно полезли. Ну и кто нам после этого доктор? Сами и виноваты. Не полезли бы - спали бы хорошо, не вздрагивали бы, видя во сне, как за нами гонится страшный постмодернизм с пелевинским лицом. С утра бы отправились в интернет с чистой совестью, не озираясь затравленно на оживленных перекрестках. Не задумывались бы о взаимоотношениях Игоря Захарова с "Вагриусом", тоже мне, важная мысль на голодный желудок.
Предыдущие попытки поиграть с классикой в компьютерные игры издавались "Захаровым". Сергей Обломов переписал "Старика Хоттабыча", а Федор Михайлов - "Идиота". Тьфу, даже произносить эти имена неудобно. Выглядело это все так, будто пожилой команде КВН, специализирующейся на псевдоодесских бородатых анекдотах, вдруг рассказали, что сейчас в моде новый, условно говоря, постмодернистский подход к литературе. Это, объяснили им, когда берут классическое произведение и случайным образом вставляют в него следующие слова: интернет, стрелка, марка, разборки, постмодернизм, файл, кинуть, грохнуть, зашибись, хакер, типа. Пожилая команда КВН обрадовалась, схватила листочек, на котором нужные постмодернистские слова написаны, и всем составом рванула в детскую библиотеку.
Чуть лучше был бесконечный "Танцор" Владимира Тучкова: эта команда КВН явно была набрана не из новичков, а ее заслуги пару раз отмечал здешний Александр Васильевич Масляков aka Курицын.
И вот "Вагриус" ответил "Захарову" Сергеем Буртяком, переписавшим "Кота в сапогах" (с вкраплениями Льюиса Кэрролла, Ганса Христиана Андерсена, вездесущего Булгакова и остального внеклассного чтения). Или это Захаров вернулся в "Вагриус" и сам себе ответил Буртяком? Или это Захаров под именем Буртяка написал книжку "Кот" и предложил ее "Вагриусу"?
Вот-вот, последняя теория многое объясняет. Есть ощущение, что в "Коте" присутствует некий двадцать пятый кадр. Как в рекламе: двадцать четыре абзаца написал Сергей Буртяк, а двадцать пятый совершенно незаметно вставлен из обломовского "Старика Хоттабыча" или тучковского "Танцора". Этот кадр заставляет читателя испытывать неприятное ощущение в области желудка и покупать книги издательства "Захаров" - просто чтобы сравнить.
Результаты сравнения: различить Тучкова, Обломова и Буртяка почти невозможно. Все эти "кручепелевинские" книжки напичканы компьютерной терминологией, в каждой из них какой-нибудь герой является программой, сайтом или вирусом, в каждой книжке есть банкиры, олигархи, хакеры, прекрасные смелые дамы и красивые смелые дяди. Написано все это с тем легким псевдофилософским юморком, который в эпоху гласности был отличительным свойством "бойкого пера". Ну и всевозможные цитаты, конечно. Кто тут хотел постмодернизма?
А впрочем, если все эти произведения написал один и тот же человек, это был не Игорь Захаров. И даже не Владимир Тучков. Судя по языку, интересам автора и полной бессмысленности текста, реальный создатель "Кота" (а также "Танцора", "Идиота" и "Хоттабыча") - Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет. Программист в НИИЧАВО. Можно звать просто Саша.