Иэн Бэнкс. Осиная фабрика: Роман / Пер. с англ. А.Гузмана. - СПб.: Азбука, 2002, 272 с.
Дамы и господа, ваше внимание! Мы рады представить самого продаваемого британского писателя двух прошедших десятилетий и одного из столпов англоязычного постмодернизма. Интеллектуала, знаменитого кровавыми триллерами. Литератора, который писал свою серьезную прозу, чтобы иметь возможность публиковать свою фантастику. Автора, который входит в Top 3 любого британского литкритика, но так ни разу и не попал в Букеровский шорт-лист. Знакомьтесь - Иэн Бэнкс!
Справедливости ради надо заметить, что Бэнкса пытались представить нам и раньше. Два раза. Но как-то уж очень неуклюже получалось. То боком повернут, то вообще - задницей. В Великобритании и США Бэнкс известен в двух ипостасях. Первая и главная - автор крайне мрачной и одновременно очень остроумной беллетристики. Вторая - писатель-фантаст, создатель культовой "космической оперы" про суперпродвинутую цивилизацию с незатейливым названием "Культура", главный наследник Азимова. Так вот первое, что было переведено в России, - фантастический роман "На темном фоне", неплохой, но абсолютно проходной для писателя. Вторыми вышли "Шаги по стеклу". Этот свой откровенно графоманский юношеский опыт Бэнкс достал из мусорной корзины и опубликовал на волне успеха "Осиной фабрики", чтобы срубить деньжат. Единственное объяснение тому, что его в России издали раньше, чем остальные, действительно важные вещи Бэнкса, можно искать в том, что авторские права на эту чушь были дешевле.
И вот теперь, через 16 лет после опубликования в Англии, у нас наконец-то вышла сама "Осиная фабрика", вещь, которая в одночасье сделала Бэнкса одним из самых популярных авторов среди высоколобых критиков и одновременно лидером продаж; роман, который занял по результатам британских опросов 31-е место среди лучших книг всех времен и народов, на строчку опередив набоковскую "Лолиту"; книга, похожей на которую просто нет.
Как и всякая хорошая книга, эта держится на двух вещах: страхе и сексе. Страх присутствует на каждой странице. Он двусторонний - мы боимся главного героя, подростка Фрэнка. Фрэнк гордится тем, что в раннем детстве убил троих (нет, продолжать он не намерен, просто это был такой этап в его жизни), приносит в жертву неизвестным богам крыс и чаек и по всем вопросам консультируется с Осиной фабрикой - жутким механизмом, описание которого достойно быть выбитым золотыми буквами на скрижалях готической литературы начала прошлого века. Сам же Фрэнк боится своего безумного братца, сбежавшего из психдома и держащего курс на дом родной. Секса в книге нет: Фрэнк импотент - результат детской травмы. Он и писать-то может только сидя, как женщина. Что по нескольку раз на дню напоминает ему о его уродстве.
Эта травма должна бы объяснять странности Фрэнка, но не объясняет ничего. Тем и отличается "Осиная фабрика" от остальных знаменитых триллеров, что ее герой более нормален, чем многие из наших знакомых. Он, конечно, замкнут и эксцентричен, но его эксцентричность не идет ни в какое сравнение с "эксцентричностью" Ганнибала Лектора или Жана-Батиста Гренуя из "Парфюмера". Его нельзя назвать монстром, выделить из толпы. Он легко может быть нашим приятелем. Это и делает "Фабрику" такой страшной - полный иррационализм происходящего, невозможность развести героев по разным концам шкалы "Добро-Зло". И именно поэтому никогда не знаешь, что произойдет на следующей странице. С Фрэнком ничего не "ясно с самого начала".
Еще одно отличие этого триллера от всех остальных - юмор. Вы видели когда-нибудь смешной триллер? Не пародию на триллер, а самый настоящий триллер, местами страшный до тошноты - и одновременно очень смешной? Чего стоит одна сцена битвы главного героя с огромным зайцем. Бэнкс умеет совмещать несовместимое.
После "Фабрики" Бэнкс написал пару десятков книг. По крайней мере три из них: "Воронья улица", "Мост" и "Соучастие" - популярнее, чем "Фабрика". Все они не похожи ни на "Фабрику", ни друг на друга. "Воронья улица" - остроумнейшая семейная сага с десятком скелетов во всех шкафах. "Соучастие" - эталонный триллер про серийного убийцу. "Мост" - причудливая постмодернистская фантазия, сны человека, лежащего в коме. Каждая из этих трех уже считается классикой своего жанра. Куда приткнуть "Фабрику", не знает никто. Похоже, автор попытался впихнуть в свое дебютное произведение все идеи и сюжетные ходы, которые накопил в голове за 30 лет довольно бурной жизни. Получился потрясающе гармоничный текст, бриллиант с двумя дюжинами граней.
Вслед за "Осиной фабрикой" "Азбука", кстати, планирует выпустить "Мост" - самую популярную книгу Бэнкса в США.