0
1219
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.06.2002 00:00:00

"let ma people go..."

Тэги: Месяц, армстронг


Вадим Месяц. Лечение электричеством: Роман из 84 фрагментов Востока и 73 фрагментов Запада. - М.: ТЕРРА, 2002, 320 с.

...Звучит в машине Луи Армстронг - и было ли кому-нибудь когда-нибудь важно, что так, оказывается, Моисей обращается к Фараону, что песня эта посвящена Исходу евреев из Египта, а не, скажем, добитловскому поколению любителей текилы и Гершвина в исполнении, положим, Цфасмана?!

Роман-джаз, написанный известным поэтом, а теперь вот романистом Вадимом Месяцем, - мелодраматическая ностальгия по... чему? - об этом позже, сейчас о другом. Роман исполнен суровых будней любви, однако мелоса в нем столь же мало, сколь и драмы - в привычном, "русском" понимании этих слов ("О Русь, ты уже за холмом!")... И дело не только в том, что героем является Америка Нерусская (нееврейская, неголландская, не пуэрто-риканская - потому что и еврейская, и пуэрто-риканская, и русская...). Месяц отказывает своим персонажам (и читателям) не только в "теплоте", но и в линейности: мы становимся свидетелями сюжетных нитей, которые зачастую обрываются, едва начавшись, и слушателями странных диалогов, которые на самом деле - сумма бредовых (потому что - вслух!) монологов:

"- Я на прошлой свадьбе трахнула жениха, - сказала Лизонька мечтательно. - Он взял замуж мою подругу, надо было сказать "привет" хоть таким образом. Хорошая девушка, как с картинки.

- Медузы похожи на битое стекло, да?"

Весь этот "разговорный шум" - как бы самопроизводная энтропия, абсурд, начавшийся не при нас и не нами завершившийся. Роман живет своей собственной жизнью - отдельной от жизни читателя. Он увлекает видимой горячечностью, но не вовлекает как ладно сбитый детектив. Автор несколько раз дразнит нас возможным саспенсом: героя, стареющего модного фотографа, арестовывают - в багажнике его фургона найдены два трупа, оказавшиеся "ножками" Горбачева и Буша. С ними можно обниматься и фотографироваться - бомба в их животе не зашита. Детектив "обламывается" - интерес автора не в этом. При всей чувственной и лексической откровенности "Лечения..." главное происходит не в кадре. Чувства изношены, сердца покрыты коростой, им нужен электрический шок. Шока не происходит. Свой заряд автор пропускает по самому краешку - сознания, памяти, речи. Когда персонажи беснуются, автор сдержан, чтоб не сказать - холоден. Будучи поэтом, он тщательно подбирает выражения. Герои во всем ищут свою собственную трагедию, однако спасение приходит с другой стороны. Роман кончается бомбардировкой Нью-Йорка.

Холод берет начало уже в названии, где звук "ч" дважды клацает, подобно затвору, тяжелым железом - блики оптического прицела разлетаются во все концы фрагментарного повествования. Их неровное свечение и скрепляет различные пласты романа, который не имеет, в сущности, иной фабулы, кроме беспробудного алкоголизма на заре нового года, века, миллениума. О чем он, этот алкоголизм? Ведь это русский алкоголизм (я не сказал, что герои - эмигранты из России?), он непременно должен быть о чем-то. Тоска по родине? по женщине? по детству? по Другому Месту?

Андрей Грабор и его любовь Лиза Толстая пробуют тосковать и по тому, и по другому, и по третьему... Они едут на кладбище, чтоб посадить шиповник на могиле едва знакомого им человека; занимаются любовью везде, где застает их автор; чуть было не уезжают на помощь братьям-славянам во время американской бомбежки Югославии - а могли бы сдуру оказаться и в России... Они живут за гранью законов какого бы то ни было общества: "Поскальзываясь на извести испражнений, наступая на руки спящих в ночных парках бичуг, танцуя с метлой в руках в Китайском городе и мексиканцами среди мусорных баков, мы получаем неслыханный опыт освобождения. Ведь нас интересуют только собственные, полностью отработанные трагедии".

В поисках юродства как безродства Месяц забрасывает своих персонажей, словно десантников, на чужую территорию. Кажется, что-то происходит с самим составом их крови. В русской литературе это - новая генерация, для которой не существует прежде всего границ национальных. Дело не только в языке; это сказалось и на природе бытующего в романе абсурда.

Ведь вот еще какой вопрос: имеет ли абсурд национальность?..

"Встретились немец, китаец и русский..." Таков зачин целого семейства анекдотов, призванных из предлагаемых обстоятельств выжать национальную логику поведения. Запертые в пустой изолированной комнате - без окон и мебели - наедине с двумя металлическими шариками, герои анекдота поступают с ними в соответствии со своей генетической самобытностью (или "ограниченностью"): скажем, немец изобретает перпетуум мобиле, китаец с помощью шариков открывает энергию "ци"; русский же ухитряется один шарик сломать, другой - потерять... А ведь непредсказуемость этого третьего персонажа сама по себе вполне предсказуема, в ней есть своя деревянная логика, как в ерофеевских рассуждениях о природе икоты... Грубо говоря, это и есть абсурд по-русски.

Особняком стоят в романе сцены из далекого сибирского прошлого - воспоминания бабушки Грабора о 20-30-х гг. XX века: замужество, нищенский быт, арест мужа. Эти фрагменты плохо рифмуются с современной частью романа - именно в силу космополитичности Грабора. Остается гадать, что же это за такой голос крови, откликающийся на зов предков. Возможно, единственная точка соприкосновения двух временных планов - сам автор. Ведь именно в этих фрагментах, имитирующих живую речь полуграмотной прабабки, пробиваются ростки подлинного тепла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1012
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
964
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
802
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
914

Другие новости