0
1056
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.06.2002 00:00:00

Ад, рай, кого любишь - выбирай

Тэги: иностранка


Григорий Петров. Жильцы нашего дома: Повесть. - М.: Иностранка, НФ "Пушкинская библиотека", серия "Русская литература", 2002, 272 c.

Леонид Костюков. Великая страна: Роман. - М.: Иностранка, НФ "Пушкинская библиотека", серия "Русская литература", 2002, 272 c.

Изобретательная до серийных названий "Иностранка" извернулась оксюмороном и выпустила серию "Русская литература". Книжки обрядили по-домашнему, на обложках - не то отрез на халатик, не то обои, не то занавесочки. Для своих, любимых. Пусть их там за иллюминатором химией всякой травят.

Серию открыл роман "<НРЗБ>" Сергея Гандлевского, всего несколько месяцев назад опубликованный в "Знамени" (см. рецензию Ильи Кукулина на полосе "Периодика", "ЕL-НГ" от 7.02.2002). Кроме Гандлевского русскую литературу представляют гораздо менее громкие имена - о них, как вы догадываетесь, речь и пойдет. Григорий Петров печатал рассказы в том же "Знамени", "Новом мире" и "Октябре". Леонид Костюков более известен как поэт и эссеист; "Великая страна" впервые появилась в "Дружбе народов". Традиционный перечень толстых журналов в нашем случае играет примерно ту же роль, что цветастый дизайн и незамысловатые названия, отсылающие к Паустовскому и передаче "Моя семья" ("Жильцы нашего дома") или ко всем советским штампам сразу ("Великая страна"). Конечно, проделав хитрый кульбит, издательство "Иностранка" отвоевало ироничную дистанцию между "русской литературой" и всякой прочей. Оказалось, что это небольшое пространство есть чем заполнить.

Григорий Петров колдует над эклектичным и мутным веществом, которое специалисты обычно называют постфольклором - застольные байки, телевизионные сплетни, городской хоррор, дворовая мелодрама, школьный Достоевский, жития святых, "Экспресс-газета" и "Секретные материалы". Повесть собрана из десяти недлинных новелл, вроде бы обкатывающих разные сюжеты и жанры: в одной главе лечатся от алкоголизма, в другой путешествуют по аду, в третьей отправляются в рай, в четвертой бывший диссидент Синявин-Герц нанимается работать на бизнесмена Брызгалова. Контролировать ситуацию, однако, оказывается невозможно - черти, предки, монахи и ангелы не сидят по своим углам, а беспорядочно прыгают по страницам, жанры смешиваются, сюжеты повторяются, то, что начиналось как притча, заканчивается как анекдот, то, что закончилось, начинается снова. Дочитать до конца практически нереально, благо самая трогательная главка - ровно посередине. Эта повесть может казаться прямолинейнее акунинских "Сказок для идиотов", герметичнее левкинского "Голема", сентиментальнее Слаповского, сюрреалистичнее Мамлеева, архетипичнее Липскерова; но у Григория Петрова есть одно преимущество - коммунальная нечистота жанра. Из всех химерообразных уродцев, населяющих "Наш дом" и представляющих постфольклорную нечисть, до четвертой страницы обложки доползают лишь тараканы - вполне осознанный, если не сказать выстраданный, образ.

Если в "Доме" за благообразными притчевыми декорациями скрываются беспорядочные тараканы массового сознания, то в "Великой стране" из пестрых ошметков масскульта складывается сияющая грубыми звездами твердь.

Леонид Костюков, дабы наскоро разделаться с малоинтересным для него сюжетом, буквально воспроизводит открытие времен зарождающегося глобализма - у каждого великого мифа есть оборотная сторона, а значит, при желании можно просто переменить знаки. Если есть феминизм, значит, должна быть маскулинная культура, если мы живем в великой России, значит, существует и великая Америка. Русский еврей Давид Гуренко попадает в Америку, делает операцию, становится женщиной, выворачивает на хайвей, врезается в пятиметровый стакан с кока-колой, теряет память, получает имя Мэгги и превращается в замысловатый оптический прибор, постепенно настраивающийся на чужую реальность. Для удобства вербуется в ФБР. Из процесса настройки, собственно, и возникает роман: вначале - шумовые помехи и нечленораздельный бред, затем распознаются простейшие голливудские клише и самые броские американские символы, потом - чуть более сложные, пока наконец не получается улавливать смысл и слышать голос провидения, который за всем этим скрывается. Персонажи-американцы эволюционируют от одноклеточных языковых функций до мистических существ, наделенных блистательным остроумием. Имплицитный автор крепнет и набирается сил, чтобы ближе к финалу прервать череду бойких диалогов и эксплицироваться. Однако когда оптический прибор становится чистым, как стеклышко, когда голос Мэгги особенно звонок, черты лица утончаются до невыразимости, а новое платье розовеет, словно утренние небеса, - усложненный до предела мир начинает заговариваться, превращаясь в тревожный, невнятный сон.

Все эта головокружительная феноменология уха, все эти запутанные манипуляции с модальностями, весь этот разнузданный праздник переводимости Леониду Костюкову удается на редкость легко и весело. Конечно, "Великая страна" - это возвращение "нашей" Америки, ее тертых плодов и запретных джинсов. Представления о себе просвечивают сквозь представления о других, но это неважно. Разумеется, "Великая страна" - Страна чудес и Внутренняя Монголия, но и это не имеет большого значения. И даже самое безысходное переживание романа - человек заперт в камере собственного сознания, погружен в персональный "адорай", но лишен идентичности и утрачивает всякую связь со своими прошлыми "я" - тоже не проблема. Проблема в том, что герои Костюкова каким-то необъяснимым образом со всем этим справляются. К концу книги появляется дьявол и говорит, что его нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
527
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
542
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
429
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
279

Другие новости