Дмитрий Стахов. История страданий бедолаги, или Семь путешествий Половинкина: Роман - М.: Новый век, 2002, 149 с.
Книжечка Стахова - что новый Гулливер, Одиссей и "Тысяча и одна ночь", рассказанная мужчиной: только под одной обложкой и в современном, так сказать, изложении.
Обложка аляповата, но пусть она вас не пугает - под ней находится около трех часов увлекательно-поучительного чтива, в основе которого, как я уже сказала, лежит перешитая классика.
Но не развлечения ради и не ради "по-мо" писал Стахов. Нет! Писал он лирическую притчу о своем брате-мужичонке, да о наших временах, расколовших этого мужичонку, как грецкий орех, надвое.
Нет нынче в умах цельности - вот и главный герой повести зовется Половинкин: человек ни то ни се, ноль с палочкой, но очень уж крохотной - проверяли-с. Из тех, что ждут автобуса с нами вместе на остановке в предвкушении кружки пива за семейным столом на крошечной кухне и мечтают... впрочем, черт его знает, о чем только не мечтает человек с автобусной остановки?!
Вот с этим-то незаметным человеком - этаким господином Голядкиным наших дней - и начинает происходить чертовщина. Заносит Половинкина на дачу к другому Половинкину, но тот, второй Голядкин-Половинкин, он другой: он крутой и богатый, а богатство свое накопил, путешествуя по миру да попадая в истории, которые за пиршественным столом при стечении самой изысканной публики и рассказывает - этот, значит, самый второй Половинкин.
Истории - те еще: сплошные ширли-мырли про баснословные острова любви, про победу над бандами горцев, в общем, победительные такие истории, где смекалка да ум доброго молодца вознаграждены как в русской сказке.
В промежутках между рассказами кудесника с первым Половинкиным и его горе-приятелем "бедолагой", что ли, продолжают происходить удивительные вещи. То есть в погоне за синей птицей что только не творится на улицах нашего города, но стечение обстоятельств неумолимо возвращает наших друзей на симпозиум к Половинкину-второму - и Робинзон, понимаешь, Крузо продолжает вешать лапшу им прямо на уши.
Таков вкратце сюжетец этой на первый взгляд незамысловатой книжечки. Однако есть у нее второе дно, которое толком не видно за грязными носками, что на это самое дно накиданы автором для отвода глаз.
Как я уже сказала, повестушка эта - самая что ни есть притча. Иными словами, в художественных образах автор наглядно и буквально, так сказать, демонстрирует нам фобии, мечты, прихоти и похоти современного человека переходного нашего периода (говоря человека, подразумеваем, конечно, мужчин, ибо женщины - какие они люди? так, сплошная форма с рельефом и только: по себе знаю).
И что ж, подруги мои, выходит? А выходит, что в каждом человеке, что тянет свое мерзкое пиво, сплевывая под ноги на автобусной остановке (в ожидании колесницы), сидит, ясный пень, терминатор: только щепки от чурок полетят, когда терминатор допьет свое пиво и бросит бычок на мостовую.
Жаль только, что наш автобус обычно приходит раньше, пир духа этот мы опять не застанем, а потому сызнова будем верить на слово.
Что каждый человек - ковыряет он в носу перед ящиком или бегает за мячом по зеленому полю в этом самом ящике - готов каждую из нас, и желательно прямо тут, на остановке. Но! Боится, боится этот человек нашу сестру - и как только возможность такая ему предоставляется, пасует он и прячется: в одинокое пьянство гордого поэта-отшельника.
Ну и еще пригоршня фантазмов и иллюзий, какими жив мужик-середняк в начале нашего с вами, дорогие женщины, века. Вы, конечно, эти фантазмы отлично знаете - а вот писателю Стахову отдельное спасибо, что нашел силы-смелость и сдал своего брата с потрохами: в художественной, так сказать, форме.
Товарищ Сухов... тьфу! Товарищ Стахов! Мы - с вами!