Кто похитил жмуриков?
В минувший понедельник в Савеловском муниципальном суде города Москвы состоялось досудебное заседание по иску драматурга Михаила Волохова к писательнице Дарье Донцовой. Предметом судебной тяжбы стоимостью 1000 минимальных зарплат стала "Игра в жмурики".
Под этим названием в разное время вышли в свет роман известной иронистки-детективщицы Донцовой (ответчик) и пьеса Волохова (истец). Написанная в 1989 году скандально известная "Игра в жмурики" Волохова в свое время с неизменными аншлагами шла в Москве и за пределами в постановке модного режиссера (ныне - главного в Театре на Малой Бронной) Андрея Житинкина (играли в спектакле такие известные актеры, как Андрей Соколов, Сергей Чонишвили, Олег Фомин). Роман же "Игра в жмурики" Дарьи Донцовой вышел в свет значительно позже, в 2000 году, после чего Волохов посчитал себя уязвленным и даже заявил в интервью газете "Россiя" летом этого года: "Издательство "ЭКСМО-Пресс" выпустило книжку некой Дарьи, а на самом деле Агриппины Донцовой под заголовком "Игра в жмурики", где было указано, что раньше ее повесть называлась "Крутые наследнички", - то есть попросту Аграфена Донцова у меня склептоманила название".
Как сообщает пресс-служба "ЭКСМО", "суть иска - незаконное присвоение интеллектуальной (?) собственности; хотя сегодня истец утверждает, что претензий к Д.Донцовой не имеет. А имеет их к крупному и финансово благополучному издательству, изменившему первоначальное название произведения писательницы". Далее, по мнению "ЭКСМО", "краткий анализ существования тождественных названий произведений литературы и искусства, "по Волохову", предполагает появление целой серии не менее парадоксальных судебных исков. Примеры очевидны: "Телохранитель" - фильм Мика Джексона и фильм Анатолия Иванова; "Берег" - роман Юрия Бондарева и песня барда Вадима Штраля; "Игра без правил" - роман Д.Х. Чейза, роман Андрея Воронина и песня того же В.Штраля; "Ищите женщину" - фильм Аллы Суриковой и роман Фридриха Незнанского; "Последний герой" - альбом группы "Кино", книга Александра Кабакова и проект ОРТ; "Конец игры" - роман Фридриха Незнанского и четвертый фильм из сериала "Горец"; "Сердца трех" - роман Джека Лондона и альбом группы 4""33""; "Мама" - фильм Дениса Евстигнеева и фильм Элизабет Бостан; "Полковнику никто не пишет" - роман Г.Г. Маркеса и песня группы "БИ-2".
А ведь можно дополнить список произведениями тех авторов, кто по понятным причинам лишен возможности претендовать на судебную защиту:
"Последний герой" - пьеса С.Беккета; "Последняя жертва" - роман Ф.Незнанского и пьеса Н.Островского" и т.д. и т.п. "Апофеозом абсурда, первым звеном которого является г-н Волохов, может стать самое громкое дело в области авторского права. "КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК": А.С. Пушкин против М.Ю. Лермонтова, М.Ю. Лермонтов против Л.Н. Толстого, Л.Н. Толстой против С.Бодрова-старшего!"
Не вдаваясь в подробности дела (справедливость того или иного иска должен определить суд), отмечу лишь, что "на широком слуху" словосочетание "игра в жмурики" появилось все же с началом 1990-х и именно благодаря Волохову (книга его пьес была также издана "Глаголом"). Что же касается прошедшего в понедельник заседания, то судья предложила сторонам решить дело миром, на что Волохов - во всяком случае, пока - не согласен. Правда, ни Дарья Донцова, ни Михаил Волохов в суде не появились, предпочитая общаться через адвокатов. Однако, по некоторым сведениям, если ранее г-н Волохов вообще не рассматривал возможности мировой, то сейчас его требования к истице несколько умерились.
К тому же, оказывается, еще в 1974 году из-под пера другого писателя - Станислава Лена вышла книга с названием... "Игра в жмурики. Книга метафорических построений" (Из-во "Прометей"). Так что заявление Михаила Волохова в интервью "Московскому комсомольцу" о том, что "до августа 1989 г. такое название в литературе не встречалось", не вполне соответствует действительности. Надеемся, здравый смысл победит в споре двух хороших представителей русской литературы. Следующее заседание суда - 21 мая. Так что окончание следует.