0
1296
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.04.2002 00:00:00

Лед Zеppelin

Тэги: сорокин, лед


Еще не поступивший в продажу, но уже ставший предметом обсуждения сорокинский "Лед" произвел эффект размороженной трубы: критики, как паяльной лампой, подогретые возможностью первыми написать о вероятном событии года, лопнули вдоль.

Из трещин на лед закапал грязноватый кипяток. По поводу романа уже высказались: Вячеслав Курицын ("Русский журнал"), Лев Пирогов ("Ex libris HГ"), Денис Яцутко (www.topos.ru), Остап Кармоди ("Газета.ру"), Дмитрий Ольшанский ("Время МN") и Дмитрий Бавильский ("Русский журнал"). Кроме этого Владимир Сорокин дал по поводу своего нового романа два интервью - "Граням.ру" и журналу "Итоги".

Но количество в качество не перешло. Все сказанное до сих пор про "Лед" поражает своей неадекватностью предмету разговора.

В школьном сочинении "Заговор подмороженных" Дмитрий Ольшанский вменяет Сорокину в вину недостаточную человечность основной идеи романа и общий низкий уровень христианского гуманизма. Мол, смысловая ошибка в текст закралась - счастье, предлагаемое в романе, на самом-то деле негуманное вовсе. Как будто и не существовало для Дмитрия Ольшанского, новообращенного консерватора-монархиста, десяти лет, которые широкий читатель провел с Сорокиным и за которые, казалось бы, успел привыкнуть к мысли, что гуманизм следует искать в песнях Николая Баскова, а не в романах Владимира свет Георгича. Публицист, считающий верхом современной литературы роман А.Проханова "Господин Гексоген" и рассматривающий литературу в горизонте своих личных идеологических предпочтений - это по-человечески понятно, желание увидеть кающегося Сорокина - тоже понятно, непонятно только, при чем здесь роман "Лед" и его потенциальный читатель.

В жанре медицинского диагноза работает Остап Кармоди в статье "Сорокин вывел себя в расход". Заключение: Сорокин банально исписался. Причем исписался уже давно. Персонажи его ходульны, мотивы неубедительны, желания сплошь физиологичны. Для убедительности - для того чтобы убедить читателя в том, что речь идет о писателе конца XX - начала XXI века, - не хватает идеологического пассажа в стиле Ольшанского. "У "великого писателя" нет своего языка", - пишет критик, заставший в зрелом возрасте феномен литературного постмодернизма и, что немаловажно, расцвет теории, этот феномен описывающей.

В статье Дмитрия Бавильского есть ряд ценных наблюдений, в частности, прослеживается развитие в новом романе концептуалистской парадигмы, в рамках которой социальное замещается физиологическим (в текстах Кармоди и Ольшанского концептуализм даже не упоминается). Однако общей ошибки не удалось избежать и ему. Вроде бы уже разделавшись с социальным, критик пишет о том, что обществу нужен положительный герой и что Сорокин такого положительного героя выводит, - в итоге получается Ольшанский с противоположным знаком, а наблюдение за текстом обрастает самодеятельным психоанализом и рассуждениями о новом русском романе, сочетающем "развлекалово" с "духовкой" (термины из текста Бавильского).

Неугасимое желание назначить литературу в духовные ориентиры современности даже в том случае, если литература эта отчаянно и систематически такому назначению сопротивляется, приводит, конечно, к удовлетворению личных амбиций, но убирает из поля зрения сам предмет разговора - произведение.

Исчезает роман, в котором фирменные приемы - деконструктивистские провалы, пресловутое "гнилое бридо" - не лезут в глаза только потому, что меняется художественная задача. Мир "Льда" в отличие от ранних, подчеркнуто концептуалистских романов - мир уже победившей энтропии, торжествующего "гнилого бридо". Этому миру уже не требуется указывать на его тонкое место, демонстрировать западание клавиши "ввод" и покрывать страницу словом "шмары". И дело здесь только в свойствах текста.

Исчезает роман, в котором меняется привычная сорокинскому читателю концепция апокалипсиса - на смену жесткому хардкору приходит некий бодрияровский кошмар, апокалиптический супермаркет, в котором потребитель исчезает, переваривается, дотронувшись до вожделенного предмета обихода.

Исчезает, наконец, роман, в котором Сорокин впервые работает не с псевдомифом (как, например, секта "земле...бов" из "Голубого сала"), а с подлинной эзотерической традицией, с гностическим наследием, поданным через скрытые, не очень кинематографические и литературные цитаты, в том числе цитаты из своих же произведений.

Есть опасность, что "Лед" запросто может стать самым неадекватно описанным романом года. А читатель получит нескольких критиков, полагающих, что "гнилое бридо" есть либо "загадочно-бессмысленное сочетание, оксюморон" (Кармоди), либо "фонетически изысканная бессмыслица" (Бавильский). Со всей очевидностью можно утверждать: в филологических вузах, на зачетах по современной литературе, студентам необходимо задавать вопрос о том, что такое "гнилое бридо". И если студенты будут отвечать так, как это делают критики, - безжалостно отправлять их на пересдачу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
509
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
574
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
354
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
443

Другие новости