Владимир Семичастный. Беспокойное сердце. - М.: Вагриус, 2002, 459 с.
ВЛАДИМИР СЕМИЧАСТНЫЙ известен широкой публике благодаря двум обстоятельствам - знаменитой речи, в которой он сообщил цвету комсомольской номенклатуры, что Пастернак хуже свиньи, а также тем, что был одним из председателей КГБ СССР.
За рамками этих знаковых для отечественной культуры обстоятельств остается комсомольская работа вначале, драка бульдогов под кремлевским ковром, которая привела к смещению Никиты Хрущева, и множество прочих обстоятельств жизни советской номенклатуры.
Про историю с Пастернаком автор, кстати говорит так: "Хрущев вызвал стенографистку и начал диктовать. Тут были любимые им словечки: и "паршивая овца", и "свинья, которая не гадит там, где ест и спит", и пр."┘
В то время Семичастный был отнюдь не руководителем, и даже не сотрудником КГБ. Он был секретарем ЦК ВЛКСМ и должен был выступать с докладом на торжественном пленуме в честь 40-летия комсомола. Итак, Хрущев вызвал Семичастного, и вставил в доклад, как пишет автор воспоминаний, "типично хрущевский, нарочито грубый, бесцеремонный окрик, выпирающий из текста доклада, нарушающий общий его тон". Однако Семичастный тут же объясняет: "Надо сказать, что книгу Бориса Пастернака "Доктор Живаго", я, как и все присутствовавшие в зале, тогда еще не читал┘ Им объяснили: книгу свою он переправил за границу тайно. В ней он отрицательно относится к Октябрьской революции, за что и получил Нобелевскую премию. Следовательно, вся история вокруг Пастернака - это политическая акция против нас. Так, в сущности, оно и было".
Семичастный был главным чекистом с 1961 по 1967 год. Два центральных события в истории советских спецслужб связаны с его именем - противоборство ГРУ и КГБ (выигранное на время последним ведомством из-за разоблачения Пеньковского) и смещение самого Хрущева. Согласно воспоминаниям, участники мягкого переворота, прежде чем примкнуть к заговору, интересовались с кем КГБ. И участие Семичастного было решающим аргументом.
И все же это был не вполне настоящий чекист, скорее это был партийный работник, поставленный руководить самой знаменитой советской спецслужбой. Поводом или одним из поводов его отставки был побег из СССР дочери Сталина.
Точно в той же стилистике, с которой сам Семичастный сдал своего покровителя Хрущева, его самого, как отработанный инструмент, поставили в пыльный шкаф. Правда, с точки зрения рядового советского человека должность третьего первого заместителя председателя Совмина Украины величина высокая. КГБ стало эпизодом, правда, ярким эпизодом его жизни. А его воспоминания помимо фактологии ценны еще и интонацией - настоящим советским языком, тем языком, на котором говорили радиодикторы старого образца.
А что до оценок - так вот о советско-вьетнамском сотрудничестве - цитата на закуску: "Даже мои личные контакты с северовьетнамским министром внутренних дел не помогли создать возможностей для работы там наших разведчиков┘ Я получил лишь пару вьетнамских сувениров, в том числе дюралевый гребешок, сделанный из обломка сбитого американского бомбардировщика. Возможность разбирать электронные блоки отдельных захваченных северовьетнамцами самолетов, посмотреть новейшие технологические элементы американских машин, сбитых во время боев, нам могла представиться лишь в радужном сне".