Владимир Руга. Андрей Кокорев. Золото кайзера. - СПб.: Нева, - М.: ОЛМА-Пресс, 2002, 351 с.
ВСЕ это, конечно, классическая альтернативная история. Потому как тут Ленин отправился в неспокойный Петроград не в пломбированном вагоне, а на пароходе. Пароход потопила немецкая субмарина, Ленин утонул и ход истории иначе.
Весь сюжет крутится вокруг золота кайзера, что было передано большевикам, да так ими и не востребовано. К власти пришел Корнилов и все заверте┘
Тут вот что интересно - большая часть альтернативной истории, то есть тех вариантов истории, что излагаются в художественной литературе, построена на интонации расследования. Причем чаще всего герой - работник какой-нибудь спецслужбы. Так было в хорошем романе Андрея Лазарчука "Все способные держать оружие", так и в этой книге.
Сотрудник контрразведки, поручик Шувалов ведет поиск немецкого золота. А на дворе 1919 год, храм Христа Спасителя как влитой стоит на Волхонке, война затухла, большевики перестали быть главной силой, но Троцкий кричит на митингах, а Сталин принимает участие в восстановлении германской армии, урезанной в Версале.
Альтернативная история для читателя всегда построена на сличении внешних признаков. Тут читатель не сравнивает время нынешнее с временем альтернативным, но тоже таким же нынешним. Он, читатель, видит только несколько лет, что прошли после точки бифуркации. Все еще бьют в брусчатке копыта извозчичьих лошадей, у России повадки позапрошлого века. Никто еще не знает, к чему это приведет дальше.
Но симптоматично, что контрразведка и жандармский корпус, полиция явная и тайная - суть организации, консервирующие время, противостоящие энтропийной революции.
А альтернативная история - не меньший миф, чем история, переписанная очередным министерством правды. Вон, половина населения Ирака уверена, что войну 1991 года выиграл Саддам Хусейн. Не менее показательно, что золото кайзера играет в романе роль универсального сокровища, точно так же, как в огромном количестве публикаций золото партии - обязательное сочетание, что-то вроде колонтитула на каждой странице.
История, альтернативная известной, уже показалась нам в восьмидесятых - тогда она показывала нам из-под полы убийство Кирова и планы завоевания Европы.
Теперь она закономерно ушла в беллетристику. Иногда вполне увлекательную, как поиски германского золота.