0
1093
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.03.2002 00:00:00

Певчий

Тэги: Смоленский, стихи, проза


Владимир Смоленский. "О гибели страны единственной┘": Стихи и проза. Сост. Виктор Леонидов. - М.: Русский путь, 2002, 288 с.

ЛЮБИМЫЙ ученик Владислава Ходасевича, самый популярный среди широкой публики поэт своего поколения, Владимир Смоленский великолепно читал свои стихи с эстрады и собирал полные залы - что в любые времена удается далеко не каждому.

Он перенял все, что смог, не только у Ходасевича, но и у его поэтических оппонентов - Георгия Иванова и Георгия Адамовича. Все эти столь разные влияния явственно ощущаются в его стихах, не смешиваясь до конца. Добавлялась к этому казачья закваска и белогвардейские темы. Каждое из этих начал так или иначе проявилось в его стихах, но ни одно из них не одержало верх, все они присутствуют на равных правах.

Сын казачьего офицера, расстрелянного красными, Смоленский сражался в рядах Добровольческой армии вплоть до ухода ее из Крыма. Покинув Россию 19-летним юношей, он всю жизнь прожил в Париже, здесь окончил гимназию, поступил в Высшую коммерческую школу. С 1929 года его стихи начинают появляться в эмигрантской печати, и уже ко времени выхода первой книги "Закат" (1931) Смоленский считался одним из лучших поэтов младшего поколения.

Он был своим в самых разных кругах эмиграции, его числили лириком, главной надеждой школы Ходасевича "Перекресток", казачьим поэтом, Юрий Иваск назвал его "русским вандейцем, певцом Белой армии". Смоленского охотно публиковали "Казачий альманах" и престижнейшие "Современные записки", казачий журнал "Станица" и элитарный альманах И.И. Бунакова-Фондаминского "Круг", стихи его включались во все эмигрантские антологии, начиная с самой первой (и самой лучшей), выпущенной "Петрополисом" в 1936 году антологии "Якорь".

Неудивительно, что критики всех направлений были к нему не просто благосклонны, но нередко отзывались с восхищением. Владислав Ходасевич не без гордости за ученика писал: "Поэзия Смоленского глубоко современна, но вполне чужда поверхностного новаторства; непогрешимо изящная, проникнутая тонким, порой очень сложным и изысканным мастерством, она отличается той целомудренной сдержанностью, которая неразлучна с подлинностью чувства, с внутреннею правдивостью. В современной русской поэзии Смоленскому принадлежит одно из первых мест".

Георгий Адамович на этот раз соглашался со своим оппонентом, хотя и не без оговорок: "Смоленский выдвинулся быстро и занял место в первом ряду наших молодых поэтов по праву. Он, несомненно, даровит. Помимо этого, стихи его обладают особым свойством "нравиться": иногда видишь даже их слабости, замечаешь недостатки, - но стихи все-таки кажутся хорошими, удачными, благодаря пронизывающей их музыкальной прелести. О поэтах принято говорить, что они "поют". К Смоленскому это выражение применимо без натяжек: текст его стихов, сам по себе довольно бледный и однообразный, оживает сразу, как только на помощь ему приходит ритм или мелодия, улавливаемая в звуках слов. "Голос мой негромок", - мог бы повторить Смоленский вслед за Баратынским. Негромок, да, - едва ли сам поэт на этот счет обольщается. Но голос у него чистый, свой".

Упрекали Смоленского лишь в том, что он слишком много пишет о смерти. Но он не мог не рассуждать в стихах в том числе и о самых больных вопросах:

Мы щедро заплатили за свободу,

Но разве знаем мы, что делать

с ней?..

Современники говорят, что стихи его особенно завораживали, когда он сам читал их с эстрады, нараспев, красивым звучным голосом, жестами "аккомпанируя" музыке своих стихов.

И именно этому человеку пришлось в конце жизни перенести операцию на горле и остаться без голоса. Стихи стали его единственной связью с миром, и Смоленский с горечью писал:

Я стал немым, но лира плачет

в мире,

О Господи, дай смерть такую,

чтоб

В гробовой тьме я прикасался

к миру,

Чтоб лирой стал меня

объявший гроб.

По отзыву Кирилла Померанцева, "это был в полном смысле слова "поэт божьей милостью", живший поэзией и ничего выше ее не признававший".

Книга стихов Смоленского уже издавалась в России стараниями того же Виктора Леонидова. И вот второй сборник, более полный, приуроченный к столетию со дня рождения поэта. В нем целиком воспроизведено издание 1957 года (куда вошли сборники Смоленского "Закат" (1931), "Наедине" (1938), а также ранее не публиковавшаяся книга "Счастье") и выпущенная вдовой уже после смерти поэта книга "Стихи" (1963). Кроме того, добавлены несколько стихотворений и мемуарных очерков из эмигрантской периодики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1782
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1617
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1917
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
1019

Другие новости