Элена Капретти. Великие мастера итальянского искусства. - М.:СЛОВО/SLOVO, 2001.
ОРОШИЙ альбом великих мастеров итальянского искусства всегда пригодится в хозяйстве, особенно если в нем столько репродукций - и такого невероятного качества, как будто перед нами сами картины, да еще только что вышедшие из-под рук самых квалифицированных итальянских (например) реставраторов. Хорошие аннотации к картинам и краткие, но очень толково составленные биографии великих мастеров - с четырнадцатого по девятнадцатый век - тоже лишними не будут, хотя бы в качестве удобного справочника, а то и интересного и познавательного чтения. Но что действительно может доставить читателю этой книги совершенно уникальное и ни с чем не сравнимое удовольствие - так это рассматривание фрагментов картин, воспроизведенных в большом размере рядом со сравнительно небольшими, хотя и, повторимся, очень качественными их репродукциями. Сам ход мысли составителя альбома, сам принцип, по которому он выбирает для увеличения тот или иной фрагмент, совершенно нестандартен, и пытаться его разгадать - почти то же самое, что и лично разговаривать с очень умным, наблюдательным, а иногда и весьма ироничным специалистом в этой области. Почему в одной из картин из "Сцен из жизни Святой Урсулы" Карпаччо - большой и сложной многофигурной композиции - составитель выбирает для увеличения не главных действующих лиц, а вполне вроде бы второстепенную фигурку писца с заднего плана картины? Чем ему так полюбилась именно голова воина, стоящего у подножия престола знаменитой, где только ни воспроизведенной "Мадонны Кастельфранко" Джорджоне? Эта неожиданная логика, эти непонятные предпочтения заставляют внимательного читателя и на хорошо знакомые картины взглянуть как на нечто новое.
Нас, впрочем, не оставляет мысль, что иногда при выборе фрагментов составитель позволял себе и слегка поразвлечься, что можно заметить, например, по приводимой нами иллюстрации.