КНИГА называется "Талан". Словарь Даля толкует это слово так: "счастье, удача; рок, судьба, участь; барыш, прибыток; находка". К тому, что внутри книги, относятся все значения сразу, потому что это сборник рассказов, только что выпущенный издательством "Подкова" по итогам конкурса "Чудесные истории о деньгах".
Зачем нужен такой конкурс, объясняется в пресс-релизе жюри и предисловии председателя жюри Татьяны Толстой. Жюри пишет солидно:
"Россия очень хочет разбогатеть, но терпеть не может разбогатевших┘ Но гражданского общества не бывает без рынка. А рынка не бывает без бизнесменов - крупных, средних и мелких. А никаких бизнесменов не бывает без доверия к ним общества. Возникает порочный круг, из которого надо выбираться хоть с помощью литературы".
Все бы правильно, но тут же возникает вопрос: не используется ли тут литература как инструмент социальной рекламы и PR? Деньги заплатим, чтобы литература организовывала гражданский мир и уважение к заработанному богатству. Не профанация ли? Ответ на этот вопрос дает Толстая: не профанация, потому что уважение и внимание к бизнесу позволяют внести новые идеи собственно в русскую литературу. Уже много раз описывалось, что классическая русская литература мало внимательна к преуспевающим людям, не описывает, что делает с человеком успех, как можно относиться к деньгам, кроме глупого накопительства и - наоборот - редкого подвижничества, для которого деньги не нужны. А в западной литературе внимание к этим вопросам - огромное. "┘Я, например, не могла понять, что такое вексель, пока не прочитала Бальзака". И хорошо бы приучить русскую литературу не только к постановке максималистских вопросов, но и к вниманию к повседневной жизни людей, где вопросы денег, заработка и успеха решаются непрерывно. И - что еще важнее - как повороты, связанные с долгами, кредитами и тратами, связаны с нравственностью, дружбой и семьей. А кроме того, Толстая справедливо замечает, что многие тексты в книге и не претендуют на то, чтобы называться "высоким искусством": это беллетристика, ежедневный хлеб литературы.
То есть цель конкурса - поощрить рассказы о бизнесе и деньгах, не обличительные ("┘чтут один кумир златой!") и не апологетические, а создающие образ бизнесмена как одного из важнейших участников современной жизни. Конкурс этот, про деньги, провели Межрегиональная общественная организация "Открытая Россия", существующая на личные пожертвования руководства нефтяной компании ЮКОС, консалтинговая группа "БСЛ-Рекомендация" и интернет-сайт Gazeta.ru. Рассказы на конкурс присылали большей частью по электронной почте, потому что сам конкурс был объявлен через интернет, и часто под псевдонимами. Победителей конкурса, которых удалось расшифровать и отловить, свезли в Москву и познакомили друг с другом: награждение состоялось в Центральном Доме литераторов 16 декабря.
Гран-при получил Владимир Вестер за рассказ "Фаворит Луны". 1-е место получил автор под никнэймом (интернетовское прозвище) Alex за рассказ "Мафия милосердия" (отловить автора не удалось, общение с ним шло только по электронной почте). 2-е место - Павел Яковенко за рассказ "Circulus vitiosus" - то есть, по-русски, "Порочный круг" (на награждение тоже не пришел). 3-е место - Игорь Коломейцев за рассказ "Фартовый доктор" и Евгения Пищикова за рассказ "Принц и нищий".
Из членов жюри были писатели Татьяна Толстая и Марина Голованивская, экономист Ирина Ясина, от сайта Gazeta.ru - Владислав Бородулин, от руководства ЮКОСА - Леонид Невзлин.
Те, кто вошел в шорт-лист, но не получил никакого места, тоже были награждены - публикацией в сборнике "Талан", куда вошли 30 рассказов 22 авторов.
Книга получилась достаточно разнообразной. Авторы - от известных (например, Асар Эппель) до дебютантов (Ольга Наумова - по крайней мере, если верить ее собственному утверждению, приложенному к рассказу). В разделе "Бизнес былых времен" (название заставляет вспомнить меланхолическую "Балладу о дамах былых времен" Франсуа Вийона) помещены воспоминания Веры Прохоровой - преподавательницы Московского института иностранных языков, дочери последнего владельца Трехгорной мануфактуры, состоящей в родстве с Гучковыми и Боткиными.
Главная черта этой антологии, пожалуй, та, что во всех рассказах ни богатство, ни бизнес не являются самой главной ценностью: интересны не еда, не машины и даже не истории успеха сами по себе, а то, что человек с ними делает. В рассказе Льва Усыскина "Алексею Ивановичу Масловскому от старинных друзей его из России - с наилучшими пожеланиями - письмо" молодой бизнесмен растерянно жалуется переселившемуся за границу другу (этому самому Масловскому): "Соломин сказал как-то, что, дескать, прежде мы были словно дети, а по мне - так мы как были детьми, так и остались, просто игрушек стало больше, что ли┘"
Последствий у этого несколько забавного, но по результатам интересного конкурса несколько. Нашлось несколько интересных авторов, которых стоит запомнить. Сделан небольшой, но все-таки прорыв в развитии темы. И вообще: до самого недавнего времени считалось, что в России есть только один художественный исследователь бизнеса - Юлий Дубов. Теперь таких исследователей минимум в 22 раза больше.