0
1319
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.10.2001 00:00:00

Школьный вальс

Тэги: Малый, шелковый, путь, янышев


ПОРОЙ мне кажется, что расстояние от Ташкента до Ферганы длинней, чем от Узбекистана до Москвы. Если Ташкент - столица Средней Азии с неистребимыми провинциальными замашками, то Фергана - это провинция в квадрате. Отсюда разница их ориентиров. Но чем разительней контраст между метрополией и захолустьем, тем ярче и самобытней выглядят национальные или культурные феномены. Особую роль Ферганы в сегодняшнем литературном пейзаже трудно переоценить - равно как и умалить. Поговорим о неочевидном. О своем, нутряном.

Многие, говоря о "так называемой Ташкентской школе", не хотят замечать темы, из которой эта самая школа выросла. А надо бы. Ведь наш акцент - это не хазарско-узбекский лексикон и не верблюжья газированная моча. Говоря о теме ташкентской поэзии, следует прежде всего сказать о самом месте.

О неторопливом течении тамошнего времени, кажется, сказано все. Однако никто не осмелился раньше взвесить его количество. И вообще - корректней было бы говорить о пространстве временном. И - о других, нежели просто жизнь, способах его преодоления.

Наиболее распространенным из известных мне средств преодоления является употребление насвая, пахучего гранулированного зелья, приготовляемого, по слухам, из куриного помета и извести... Насвай не считается наркотиком и, приравненный к табаку, продается всюду наряду с сигаретами, семечками и творожными шариками. Попав под язык, насвай способен сократить пространство быстрее какого-нибудь допотопного метрополитена.

Употребление марихуаны, сталкивающей тебя со структурой времени, разжижающей его (порой до полного отключения), является, таким образом, формой отчаянного или осознанно-стоического самоубийства. И что тогда смерть, как не слияние с временем, предельное в нем растворение-бытование?

Я не случайно заговорил здесь об этих двух способах сжигания временной массы. Безусловно, поэзия также является неплохим средством провождения-превозмогания пространства-времени. Чтоб не сказать - его абсолютной альтернативой. И поэзией, в свою очередь, изобретены здесь две автономные формы борьбы с его вяжущей, как незрелая хурма, экспансией.

Это две поэтические школы, произросшие тут за последние два десятилетия: Ташкентская и Ферганская. Два полярных способа соприкосновения с миром - и оба, что важно, пересажены на азиатскую почву из чужих литературных пространств.

Ташкентская школа (возникшая позже Ферганской) ориентирована прежде всего на русскую классику. Ее метод обращения со временем традиционно метризован и силлабически упорядочен. Время входит в стихотворение через узкие ворота сформованной, подобно детским куличикам, строфы. Его дыхание учащено (утеснено) и несколько одышливо: оно подчинено ритму жизни среднеазиатского мегаполиса.

Представители Ферганской школы тяготеют к традиции западноевропейского верлибра - минуя, по их словам, контекст русской литературы. Путь Шамшада Абдуллаева и его последователей - это такой мусульманский дзен, поиск "наделенного полнотой спокойствия" и унисона с миром, "подтверждающим, что он просто течет". Это, если угодно, попытка непротивления злу времени насилием, тайное стремление с ним слиться - как с тем, что было до и будет после. Недаром чаще других применительно к ферганцам поминают Пазолини-Антониони.

Почему бы не сравнить эти две школы с употреблением: первую - насвая, вторую - марихуаны?

...Ташкент никогда прежде не был поэтическим центром. Не является он таковым и сейчас. Это город, который предлежит всякой поэзии; дорастая до языческого празднословия Ташкента, она, поэзия, становится его, Ташкента, квинтэссенцией.

Чтобы стать причастным ее ненавязчивой струе, совсем необязательно что-либо слагать - порой излишне даже эту свою причастность осознавать. Зайдите в любую чайхану, сходите к месту древнего торжища, заблудитесь в лабиринте узких глиняных улиц - удвоение сущности свойственно узбекскому языку (буль-буль, джир-джир...): так зачем же еще множить собственное существование? Только вот каков подлинный язык Города, в чем, так сказать, его речеизъявление?

Как ни парадоксально, по-настоящему внять ему возможно лишь на расстоянии; лишь преодолев предписанное самим рождением тождество Городу, можно попробовать приблизиться к его неторопливому говорению.

Чаще всего, лишь уехав, ташкентцы начинают осознавать себя частью этого города, пытаться говорить о своем на его языке. "Эти двадцать лет (т. е. 80-90-е гг. XX века. - С.Я.), - пишет живущий ныне в Иокогаме философ Евгений Абдуллаев, - ташкентцев рассеивало по миру. Город камней разбрасывал свои камни... Камни заговорили. Началось оправдание Города в русской культуре".

В конце концов камней не останется. Ташкент пребудет мифом, как Троя или Александрия. Его язык растворится в мировом океане поэзии посредством элементарной диффузии. Тогда сам собой отпадет вопрос о роли и месте Ташкентской поэтической школы.

Школа возникла, когда эмиграция вошла в состав ташкентской крови, как привычка к легким подземным толчкам, которые не всегда уже являются поводом для того, чтобы среди ночи проснуться. Теперь необязательно "сидеть на чемоданах", чтобы ежеминутно испытывать обвал всего привычного и родного, ощущать, как трещат и лопаются корни глубоко под землей.

Это состояние чем-то синонимично теме неизбежного взросления: впереди леденящий ужас неизвестности, чужой "взрослый" мир, позади - золотое времечко распахнутых - ставен, объятий, пор. "Можно говорить, - пишут "ташкентцы" в своем манифесте, - о почти вещественном - шагреневом - исчезновении родины в привычном ее качестве. Малая родина поэта - последнее, что ему остается, но и она понемногу вытекает сквозь образовавшуюся брешь в соте. Не поэт в данном случае эмигрирует из родной страны - она покидает его, словно почва, уходя из-под ног".

Да, можно взглянуть на происходящие с Городом изменения и так. Ташкент кочует в своем собственном времени, и нажитый им вековой скарб - будь то многонациональность или плоды культурного взаимодействия - оказывается в этом пути ненужным балластом. В крайнем, пожарном, случае можно поступиться и содержимым карманов, и самой одеждой... А вместилище его души, равно как инструмент его речи, все-таки останется нерушимым.

Континиум Ташкентской школы - тематический. Если угодно, главная тема ташкентцев и сводится к этому самому отрыву, оставленности, внутренней эмиграции. Здесь, в России, сейчас это мало кого волнует. Как не волновало и в советскую эпоху, когда подобная нота расценивалась как контрреволюционная или антинародная. Поэтому выжили те, кто сумел эту тему довести до высшего градуса - возвести на общепоэтическую ступень, приблизить к мировой (общекультурной) скорби. Возможно, в том же состоит на сегодняшний день и сверхзадача Школы.

Помимо тематического существует и языковой аспект. Ташкентцы - носители такого акцента речи, какой в России, в 80-90-е гг. прошлого тысячелетия - на фоне "концептуализма" и прочего метаболизма - приравнивался к периферийному, сиречь устаревшему, уцененному. Они - провинциалы. В конце XX века их слог еще только формировался, и информационный голод, который поэты, сами того не ведая, испытывали, сидючи в Ташкенте, оказался благим. Эту школу они прошли заочно. И вот теперь, похоже, на передний план вновь выходит личность поэта, а значит, вновь становится возможной литература, рожденная прямым высказыванием.

На сей раз обогащенная ташкентским акцентом. Ну? &


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
472
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
540
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
381
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
397

Другие новости