0
833
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.09.2001 00:00:00

Он придет на твой порог

Тэги: Бальестер, Дон, Хуан


Густаво Торренте Бальестер. Дон Хуан: Роман / Пер. с исп. Н.Богомоловой - М.: Иностранка - Б.С.Г.-Пресс, 2001, 474 с.

Даже если вам не до детских восторгов шестидесятников, которые затеяли в кладовых большой литературы праздник непослушания, роман Бальестера вряд ли вызовет раздражение.

Да, действительно, известный испанский писатель вполне в духе времени радостно вгрызается в отшлифованный веками сюжет. С увлечением перетасовывает героев, весело путаясь в именах, родственных связях и социальных статусах. Бойко перепрыгивает через барьеры между литературой, театром и повседневностью. Виртуозно жонглирует мифологемами и парадигмами. Выворачивает наизнанку цитаты из Евангелия и Сартра. Вытаскивает карты из рукава и не тормозит на поворотах.

Между тем "Дон Хуан" не выглядит собранием давно разгаданных интеллектуальных кроссвордов.

То ли потому, что Бальестеру не приходит в голову выдавать игру за серьезное, экзистенциально значимое занятие. То ли оттого, что каждый трюк, каждый гэг подчинен едва ли не единственной цели - выбраться из литературного лабиринта и утвердить собственное право писать об этом персонаже: улыбчивом негодяе, обманщике с пустым взглядом.

То есть - не мудрствуя лукаво - назвать роман запросто: "Дон Хуан".

"Присутствие беса лишает эту историю оригинальности, делает слишком похожей на историю Фауста. Один мой старый друг, тонкий литературовед, говорил, что нынешние писатели если и выдумывают в очередной раз Дон Жуана, то делают из него либо нового Фауста, либо нового Гамлета".

Ограниченность выбора - навязчивый кошмар бальестеровской книги. Все, к чему прикасается Дон Хуан, оказывается уникальным, неподражаемым - в лучших романтических традициях. Все, что соприкасается с Дон Хуаном, становится карикатурно-банальным - как в классицистической комедии.

Будь ты писателем, литературоведом или брошенной девушкой - у тебя практически нет шансов привлечь Его внимание. Твои реакции предсказуемы, вариации несущественны - простить, убить, умереть, уйти в монастырь. Все летит под откос, стоит лишь соблазнителю исчезнуть со сцены - а он исчезает, едва успев произнести несколько реплик. Бальестеровский Дон Хуан разыгрывает свой спектакль на полпути между раем, адом и фамильным склепом:

" - Мне все едино: куда бы ни вела эта дорога, я непременно повстречаю на ней женщин.

- Никак вошли во вкус?

- Нет, все сложнее. Я избрал их орудием в моем споре со Всевышним".

Все женщины красивы. Все совокупления одинаковы. Все силы уходят на то, чтобы выпутаться из кальвинистских логических парадоксов, так или иначе замешенных на вере в предопределение. Эта головоломка - и есть обнаруженная Бельестером золотая жила, вечный двигатель сюжета. Пока вечный Дон Хуан, погружаясь в персональный ад для одного актера, с разных сторон подбирается к проблемам избранности и свободы воли, женщины безошибочно распознают в нем судьбу.

Которую всегда так сложно отделить от литературных историй.

Которая обычно так легко превращается в собственную пародию.

И которая не сбудется, судя по всему, никогда.

"Впервые за два долгих месяца он снял темные очки, и я разглядела его глаза - насмешливые, холодные, но только вот смеялись они вовсе не надо мной, смотрели вовсе не на меня, а на то, что находилось где-то сзади, бесконечно далеко. И я тотчас поняла - не знаю, по какой-то искре во взгляде или выражению лица, - что была для него пустым местом, даже не объектом насмешки. Я укрылась за роялем. Тогда он, не переставая играть, не глядя на меня, произнес: "Там, прямо у тебя под рукой, пистолет".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
527
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
542
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
429
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
279

Другие новости