Анна Матвеева. Па-де-труа. Повести и рассказы. - Екатеринбург: У-Фактория, 2001, 624 с.
КНИГУ повестей и рассказов Анны Матвеевой гораздо разумнее читать в обратном порядке - от конца к началу.
Такой способ не только обеспечит читателю классически составленное меню - от привычного супа к восхитительному десерту, но и представит дополнительную почву для размышлений. О мистической природе творчества, например.
В самом деле, в рассказах и маленьких повестях, включая и заглавную "Па-де-труа", Анна Матвеева даже и не пытается выйти из стандартов постсоветской "женской прозы", уверенно обживая свою нишу где-то посередине между Токаревой, Петрушевской и Марининой. Из рассказа в рассказ кочуют, не влияя ни на язык, ни на сюжетные конструкции, ни на набор бытовых реалий, одни и те же нерешительные мужья-изменщики, любовники с кулинарными способностями, подруги, злоупотребляющие косметикой, и сама лирическая героиня с легким богемным налетом, превыше всего ценящая независимость, гонки "Формула-1" и своего благовоспитанного кота.
Но в большой, занимающей половину книги повести "Перевал Дятлова" та же героиня, с тем же изменщиком, с независимостью и с котом неожиданно для себя самой принимается писать документальную повесть о таинственной гибели туристов на этом самом перевале в 1959 году.
Вот тут-то и начинается мистика.
А именно: литературный талант вымышленной писательницы далеко превосходит все мыслимые возможности самого автора, то есть Анны Матвеевой. Ее, героини, повесть читается на одном дыхании. Ее, героини, сюжетные ходы непредсказуемы, реалии убедительны, герои, в том числе и погибшие, совершенно индивидуальны. Таких композиционных наворотов, повторов и реминисценций не постеснялся бы Фаулз, а бесконечные списки туристского снаряжения увлекательны, как перечни корабельного имущества в неадаптированном "Робинзоне Крузо".
Больше, к сожалению, ни одна героиня Матвеевой литературным творчеством не занимается - и двойников не создает: хотя в некоторых рассказах этот мотив как будто бы и мелькает.
Поэтому, повторимся, оставьте "Перевал Дятлова" на сладкое. Оно - самое изысканное блюдо за этим столом.