0
1414
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.07.2001 00:00:00

"…не изменив ни одной буквы, ни одного знака"

Тэги: поэзия


Сергей Кулле. Верлибры. - СПб.: Издательство Буковского, поэтическая серия Стимкккон, 2001, 96 с.

Александр Кондратов. Стихи тех лет. - СПб.: Издательство Буковского, поэтическая серия Стимкккон, 2001, 72 с.

Юрий Михайлов, Михаил Красильников. Старшие авторы филологической школы. СПб.: - Издательство Буковского, поэтическая серия Стимкккон, 2001, 76 с.

Поэтическая серия "Стимкккон" - что означает "Собрание Творений Имени Михайлова-Красильникова-Кулле-Кондратова" - блистательный проект, затеянный и реализованный Владимиром Уфляндом. Этот круг авторов (плюс Михаил Еремин и Леонид Виноградов) принято с легкой руки Константина Кузьминского именовать "Филологической школой". В своей знаменитой "Антологии у Голубой Лагуны" ККК попытался набросить сетку координат на вольный хаос Питерской поэзии 50-60-х. Молодые стихотворцы встречались тогда друг с другом в литературных объединениях Технологического и Горного институтов, ДК трудовых резервов, ДК промкооперации и т.п.

Воздадим должное чутью первого систематизатора - "Филологическая школа", сложившаяся вокруг университетского филфака, единственная исхитрилась оправдать свое название не только топографически - но и семантически. Ибо если каждый поэт является филологом по определению, то для авторов этой школы пристальное внимание к семантическим нюансам, поливалентность смысла, нетривиальная рифмовка определяли саму логику построения стиха.

Территориальный принцип, избранный ККК за основу деления на "школы", есть, в сущности, принцип тусовки. "Школы" складывались из посещений того или иного ЛИТО, плавно перетекавших в совместные чтения и/или возлияния. Отличием от тусовок современных являлось отсутствие литературной меркантильности и открытость другим тусовкам: так, "филологи" дружили с "технологами" (Рейн- Найман-Бобышев-Бродский) и с московским кругом Черткова-Красовицкого.

Начиналось все еще при Сталине - с рискованных хэппенингов Михайлова-Красильникова, приведших последнего в мордовские лагеря. Так, во времена борьбы с космополитизмом они записывали лекции гусиными перьями и в перерывах, хлебая деревянными ложками хлебно-луково-квасную тюрю, распевали "Лучинушку" (за что участники действа были отчислены из университета). Они писали на невском граните напротив Летнего сада огромными буквами "Да здравствует Пастернак!". Они открывали купальный сезон, переплывая в апреле, лавируя между льдинами, Неву┘

Все вышеперечисленное к литературе имеет отношение не столь уж косвенное. Те питерские юноши 50-х годов - от Красильникова и Михайлова до Бродского и Довлатова - были первыми, кто отрыл последующим поколениям литераторов нехитрую истину: литература должна быть не только талантливой и честной, но еще и свободной. Речь даже не о той "тайной свободе", иссыхание источников которой провидел Блок, но попросту о свободе естественного жеста, органичного поступка, нестандартной мысли, неангажированной строки.

Первой в серии "Стимкккон" вышла книга Сергея Кулле (1937-1984) - первым из означенного круга авторов ушедшего из жизни. Его удивительные верлибры по сей день остаются в отечественной поэзии среди вершинных образцов жанра. Кулле, будучи человеком широко и разносторонне образованным, привнес, по воспоминаниям Льва Лосева, в ориентированную на ироничность, "абсурдистскую по существу" компанию опыт свободного стиха Михаила Кузмина и "практически всей европейской литературы: античность, Ренессанс, XVIII век, XIX век, европейские поэты". Его верлибры, выстраивающие модель суверенной утопии, некоего алогичного, но более правильного мира, апеллируют не к опыту современной американской поэзии, но, скорее, к Константиносу Кавафису. Книга была составлена самим автором незадолго до смерти, в 1983 году.

Александр Кондратов (Сэнди Конрад, 1937-1993) - персонифицированная энциклопедия отечественного авангарда. Его биография феерична. Достаточно сказать, что, окончив Ленинградскую школу милиции и институт физкультуры им. Лесгафта, Кондратов стал кандидатом филологических наук, защитив диссертацию "Расшифровка письменности острова Пасхи с помощью ЭВМ". Кондратов - автор 50 (!) научно-популярных книг на самые разнообразные темы: от сравнительного языкознания до палеографии. Объемом же стихотворных строк (как, впрочем, и неутомимой изобретательностью) он далеко превосходит Пригова. Помимо нескольких стихотворных циклов, демонстрирующих широчайшие возможности авангардистской палитры Кондратова, в его первую книгу вошли стихи из грандиозного неопубликованного романа-дневника "Здравствуй, ад!". Именно публикацией еще нескольких книг Кондратова будет продолжена серия "Стимкккон" в ближайшее время.

Третья из книг серии объединяет под одной обложкой стихи Юрия Михайлова (1933-1990) и Михаила Красильникова (1933- 1996) - "старших авторов филологической школы".

Литература, как известно, дело жестокое. Важнейший критерий, определяющий внутрицеховые отношения - мера проявленности таланта. Имеется в виду даже не то, как человек распорядился отпущенным даром, но степень его реализации в собственной поэтике. Поэтому трудно было говорить о поэте Юрии Михайлове, стихи которого до нас попросту не дошли. Долгое время считалось, что единственная посмертная публикация в "Авроре" включала практически все, что сохранилось из огромного архива, погибшего в пожаре незадолго до смерти поэта. По счастью, это оказалось не так: соученик Юрия Леонидовича по школе Кирилл Овчинников восстановил по автографам, испорченным пожаром, часть его наследия.

Немногие публикуемые стихи Красильникова датируются 1955-1959 годами, судьба оставшегося после него архива темна. Поэтому и дополняют книгу эссе-воспоминания Лосева и Уфлянда, стихи Лосева памяти Михайлова и Красильникова. Живущим остаются клочки, засевшие в памяти разрозненные строфы, смешные или печальные истории, связанные с автором, неожиданный ракурс его взгляда на что-либо etc. Восстановление по этим крупицам безвозвратно канувшего мира сродни отчасти археологическим разысканиям. Но занятия этой поэтической археологией базируются на зыбкой почве догадок, произвольных допущений и эксплуатируют в конечном счете простейшую экстраполяцию личного мира толкователя на предполагаемый мир ушедшего стихотворца. И здесь я позволю себе пристрастность, выходящую за рамки жанра рецензии.

Вступающий в область потенциального обязан из элементарной порядочности не только принять за аксиому одаренность ушедшего поэта - но, в сущности, уверовать в то, что, сложись судьба менее жестоким образом, талант этот непременно был бы оценен по достоинству. В моем случае эта спокойная уверенность основывается не столько на стихах Юрия Леонидовича Михайлова, сколько на уроках строгого и целомудренного отношения к поэзии, которые я почерпнул за время нашего краткого общения. Уверен, что уроки эти не были сознательными. Да и сам я, варварски невежественный подросток, публикуя первые свои опусы в редактируемой им многотиражке "Кадры приборостроения", вряд ли был в состоянии их осознать и оценить. Все это пришло позже - с пониманием масштаба сделанного в поэзии второй половины века той блистательной плеядой питерских стихотворцев, к которой принадлежал Юрий Михайлов.

Впадая в филологическую ересь, ныне можно вполне аргументировано препарировать оставшиеся от наследия Михайлова и Красильникова отрывки и порассуждать о неофутуристической подоплеке всего этого направления. Можно вспоминать о сложном, закрытом и, одновременно, удивительно светлом человеке, самим фактом своего присутствия менявшем что-то в составе питерского воздуха. Но пишущий эти строки вряд ли имеет на это право: слишком недолгим и - с моей стороны - поверхностным было наше знакомство. Но на слова благодарности право имеет всякий. Повторяю: они были первыми, и Юрий Леонидович был одним из первых среди них. Недаром его памяти посвятил Лев Лосев едва ли не самую горькую и блистательную книгу минувшего десятилетия "Новые сведения о Карле и Кларе".

Без них не было бы тех, кто пришел следом. То есть - нас.

P.S. На последней странице каждой из книг в серии Уфлянд педантично сообщает, что он подготовил книгу к печати, "не изменив ни одной буквы, ни одного знака" по отношению к авторской редакции. Урок, также заслуживающий благодарности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1964
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3995
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3041
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2476

Другие новости