ТУВЕ МАУРИКА ЯНССОН родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года. Ее мать Сигне Хаммарстен была художницей, а отец Виктор Янссон - скульптор. Окончив среднюю школу, Туве Янссон изучала искусство в Хельсинки, Стокгольме, Флоренции, Париже. Ее живописные работы были представлены на многих выставках, она много работала для театра, иллюстрировала книги Андерсена, Кэролла и Толкиена.
Атмосфера семьи - безалаберной, но радостной, работящей и гостеприимной - во многом, вероятно, послужила прообразом для образов Муми-житья. Летом родители Янссон уезжали с ней на островок в Балтийском море, где тоже работали. Фигурка Муми-тролля впервые была опубликована как личная эмблема Янссон на ее антигитлеровском плакате в конце 30-х годов, но нарисован Муми-тролль был много раньше: когда на стене дачного сортира кто-то из родительских гостей написал цитату из Канта, юная Туве подрисовала под этим впоследствии знаменитую фигурку с репликой-"пузырем": "Кант!"
Она начала писать детскую прозу в 1938 г. В первой книге "Маленькие тролли и большое наводнение" Муми-Тролль и его мама искали потерявшегося Муми-папу. В каждой новой книге Муми-семья разрасталась - к ней добавились фрекен Снорк и ее брат Снорк, юный путешественник Снусмумрик и другие. С годами книги Туве Янссон начали становиться все серьезнее и лиричнее. По сути, уже повесть "Муми-тролль и комета" (1946) была во многом книгой не только для детей, но и для взрослых (уже не раз писали, что эта книга точно выражает чувства людей в преддверии ядерной войны) - но постепенно это стало сознательной задачей. Психологические характеристики усложняются, герои Янссон, при всем детском обаянии, могут теперь терзаться взрослыми психологическими проблемами: непонимание, границы свободы, связь с другими.
Одна из главных идей книг Туве Янссон - терпимость к тому, что люди разные, стремление понять другого и умение принять разнообразие людей как важнейшее их свойство (по мнению критиков, этому способствовало и то, что Туве Янссон принадлежала к этническому меньшинству - она говорила и писала по-шведски в стране, где общим языком был финский). Разнообразны и герои Янссон: добрая и мудрая Муми-мама, склонный к резонерству Муми-папа, кокетливая фрекен Снорк, вспыльчивый и ребячливый Снифф... Туве Янссон понимала их всех.
Туве Янссон создала свой мир и собственный взгляд на тот мир, в котором живем мы все. В образе мирного, но окруженного опасностями Муми-дола некоторые финские критики видели тихую Финляндию. Но, конечно, эти книги - о семье каждого, и о том уголке юности - пожалуй, именно юности, а не детства, - который остается в душе каждого человека.
Ее книги переведены на 33 языка. Права на образы Янссон защищаются специальной компанией Moomin Characters Ltd. Еще в 1954 г. лондонская газета Evening Standard начала печатать комиксы по рисункам Туве Янссон и ее брата Ларса. Всего с 1945 по 1977 г. было написано 12 книг о Муми-троллях.
Кроме Муми-книг Янссон писала и не сказочную прозу: она рассказала о своем детстве в автобиографической повести "Дочь скульптора" (1968), опубликовала несколько сборников рассказов ("Слушательница", 1971; "Игрушечный дом", 1978), роман "Город солнца" (1974). Ее реалистические произведения были также признаны значительным явлением скандинавской прозы.
В 1966 году Туве Янссон получила Международную Золотую медаль имени Андерсена - эта награда считается Нобелевской премией среди детских писателей. В речи на вручении премии она, в частности, сказала: "Мне думается, что только ребенок может сохранить в идеальном гармоническом равновесии два этих фактора: волнение при виде мира обычных вещей и ощущение безопасности от фантастики. <...> Вершина мастерства для автора детских книг - рисовать опасность полутонами, намеками, контурами и штрихами, которые ребенок закрасит своими собственными красками. Опасность всегда скрывается дома. Но темнота обретает свою трагическую мрачность именно благодаря лампе, которая мирно светит на подоконнике".