0
1278
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.05.2001 00:00:00

Знак вопрошания

Тэги: Вебер, черепки, стихотворения


Вальдемар Вебер. Черепки: книга стихотворений. Оформление Елены Герчук. - М.: ЛИА Р.Элинина, 2000, 118 с.

Эта книга датирована прошлым годом, но вышла только сейчас.

"Черепки" - третий сборник стихов Вальдемара Вебера: двуязычного поэта, переводчика, прозаика и журналиста, бывшего когда-то одним из ведущих германистов в нашей стране в области поэзии. Его вклад в переводную литературу трудно переоценить - достаточно вспомнить, чего стоило ему "пробивать" эпизодические издания немецкоязычной поэзии: будь то Тракль, Бенн или Пауль Целан. На все эти издания, в которых Вебер участвовал как автор заявок, составитель, переводчик и организатор переводческих коллективов, ушла его жизнь здесь в СССР - до переезда в Мюнхен, где он живет с семьей последние несколько лет.

Он всегда писал в стол и всегда писал на двух языках. В шестидесятые годы своей поэтической молодости он был автором верлибров - под аккомпанемент полемики о том, враждебна ли эта форма для русского патриотического духа, и если да, то насколько. Его тексты воспринимались как очень странные, воспринимались часто агрессивно, в штыки. Их внутренне содержание при этом совершенно не считывалось. Вина за это, само собой, возлагалась на автора.

Но тогда ведь и культуры восприятия подобных текстов не существовало. Дело в том, что поэт Вальдемар Вебер - интеллектуал в "западном" смысле этого слова. Все впечатления жизни - эмоции, заслуживающие, на его взгляд, текстуального закрепления - такой автор мысленно соотносит со своей эрудицией, выбирая тот или иной масштаб исторического или культурного контекста. И каждый образ, каждая подробность воспроизводят эту умственную работу.

От читателя такой способ духовного общения, безусловно, требует определенных интеллектуальных усилий, способности и навыка к подобной умственной работе - и хотя бы сходной эрудиции.

Возьмем, например, стихотворение "Тетя Мария":

Решетка морщин на лице.
Отпечаток восьми одиночек.

Тут для аутентичного проникновения в текст требуется знать историю российских немцев: расцвет XVIII века, крах октября 1917 года, страшная судьба высланного народа, эмиграция полутора миллионов. Только тогда будет видно более или менее полное внутреннее содержание этого двустишия.

Вообще соотнесение - это главный способ не только создания, но и восприятия интеллектуалистских текстов. Что с чем соотносить - не научишь, это зависит от объема накопленной информации и жизненного опыта. Подмосковное ли это кладбище у дороги, лепные ангелочки или брошенный монастырь, "Раннее средневековье" или "Голландский натюрморт", египетский отдел музея - все в прошедшем времени, все - было и прошло.

"Пространство и время" (название одного из стихотворений книги) - главные объекты этой лирики, бесконечные, незавершенные и незавершаемые в принципе координаты, в которых размещаются пылинки жизненных событий, иногда роковых, судьбинных, прекрасные бабочки бесконечно любимых автором существ, утраченные друзья, тонущие атлантиды человеческих полисов и государственных образований, жизнь как таковая, то самое целое, черепки от которого - стихи, эти и вообще всякие. И все это ухает в какую-то бесконечно удаленную, неразличимую для человеческого сознания точку:

Тяжелый сон
посредине счастливого лета,
говорящий,
что запахи земли - обман,
что черная краска,
царящая в этом сне, -
цвет самой вечности,
что наше наличие в этом мире -
лишь вспышка в ночи,
прореха
в бесконечно черном заборе...

Автор ни на чем не настаивает, он никогда не говорит авторитарным тоном, его стихи - черепки впечатлений, настроений и передуманных мыслей, и все они складываются в основной вопрос поэта: что мы для вечности? Знак вопроса - вот так можно охарактеризовать основную интонацию, главное чувство этой книги.

На интеллектуальном уровне ответы на эти вопрошания недоказуемы (см. "Пролегомены" Канта), а вера - это тайна духа, наш жестокий мир мало к ней располагает. Существует ли в вечности - в абсолюте - за гранью наших исторически обозримых времен - это целое, породившего человека с его способностью подниматься над инстинктивным существованием? Способностью, которая лежит в основании поэзии, ее стихотворений - или черепков нашего миросозерцания? В стихах Вальдемара Вебера нет ответов на эти вопрошания. Что столь же значимо, сколь и симптоматично: поскольку именно так и отражается в стихах сдвиг времен, на гребне которого мы оказались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1090
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
770
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
875
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
930

Другие новости