0
1403
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.05.2001 00:00:00

Анти-шатуны

Тэги: Мамлеев, блуждающее, время, роман


Юрий Мамлеев. Блуждающее время: Роман. - СПб.: Лимбус Пресс, 2001, 280 с.

Если говорить коротко, то новый роман Юрия Мамлеева можно назвать "Анти-Шатунами". Напомню: "Шатуны" - пожалуй, самое известное произведение Мамлеева. Речь там идет о московском эзотерически-оккультном подполье 60-х годов. Причем многие персонажи списаны с членов так называемой Южинской группы, или Южинского кружка - по названию Южинского переулка в центре Москвы, где жил сам Мамлеев, и собирал у себя весьма странных гостей. Многие из которых, впрочем, стали теперь довольно известны и успешны на разных поприщах. Так вот, в "Шатунах" автором описан настоящий, без прикрас, земной ад - на русской, так сказать, почве.

Роман же "Блуждающее время" порою настолько позитивен (правда, конечно, по-мамлеевски позитивен, то есть - с вывертом), что то и дело напоминает лубочную картинку: герои гоняют чаи непременно из самоваров, пьют квасок и закусывают яблочками, толкуют о судьбах мира - но, конечно, с достоевщинкой: то нервно, то благостно, со срывами, плачем и хохотом. Но - солнышко светит. Но - бомжи внезапно наследуют квартиры. И Россия непременно возрождается - в самое ближайшее время.

Впрочем, темы, мотивы и персонажи для Мамлеева традиционны. Сам автор определяет роман как "книгу о тайной Москве". Сюжет разворачивается в первопрестольной и округе, в конце минувшего века, в 90-е годы - вокруг разнообразных людей и кружков, занимающихся метафизическими практиками, будь то адвайта-веданта, или нечто вовсе самобытное и существующее в единственном лице собственного носителя. Например, такой персонаж, как Клим Черепов, ожидает "метафизическую революцию сверху": "сверху придет Новая Бездна и сметет все (и природу, и культуру, и религии, и надежды на единство с Ней Самой, с этой Бездной), и из ее Пропасти воздвигнется совсем иное, иное Бытие...". А некто Орлов Григорий Дмитриевич и вовсе не понятен - и не человек он уже, а чуть ли не архонт, перемещается - в неведомое, а за ним "уходит из видимого мира" и Марина Воронцова - "не только образованная, но и загадочная, даже необычная женщина".

Более, скажем так, приземленные персонажи ищут и в себе, и вовне некую силу, позволяющую сохранить собственное "Я", с одной стороны, но и, при этом, заглянуть за ту пугающую черту, что отделяет жизнь от смерти, бытие от небытия. Правда, в отличие от "Шатунов", убийство для этих целей здесь не практикуется. Среди героев - бомжи и интеллектуалы, убийцы (как без них), сумасшедшие и самые нормальные люди, помещенные, правда, в некую специфическую Мамлеевскую атмосферу - в которой практически все и все искажено весьма причудливым образом. Есть Семен Кружалов - "Труп" - почти хозяин "странного" подвала на московской окраине, притянувшего и вместившего в себя "странных" же людей, один из которых - старичок Никита - говорит на неизвестном языке и попал к нам сюда, по-видимому, из отдаленного будущего. На будущем помешаны все герои романа - вот и разыскивают Никиту, кто с целью выведать, что там, впереди, а кто и затем, чтобы ликвидировать...

А начинается все с того, что стечением обстоятельств и не без стараний некоего доброжелателя по фамилии Безлунный, герой (пожалуй, главный) - неофит метафизического фронта Павел Далинин - попадает в прошлое. Где, на вечеринке в 60-х, извиняюсь, встречает родную мать (возможно, с самим собой во чреве), бьет морду собственному отцу и вступает в связь со случайной знакомой. От этой связи, как выясняется уже в настоящем, рождается сын, с которым нашему герою предстоит встретиться и на страницах книги... Все судьбы и пути героев переплетены Мамлеевым в затейливый узор, с постоянными вкраплениями слов "странный", "парадоксальный", "инфернальный", "запредельный" и т.д. Ближе к концу - "Россия" (в которой столько всего удивительного рождается, что ну не может она не спасти весь мир), "будущее" - которое неведомо, ну и упоминавшиеся уже квасы-самовары... Занятным показалось и выражение "метафизический упырь", которым Павел награждает в раздумьях шутника Безлунного - хотя подходит оно чуть ли не каждому второму персонажу.

Еще, как и в "Шатунах", присутствует неизбывная мамлеевская страсть к электричкам. Герои ездят на них туда-сюда чуть не в каждой главе. Поскольку в электричках удобно и выпукло смотрятся самые разнообразные (и самые, как раз, странные) человеческие типы, которые писатель, собственно, и исследует.

А вообще, книга довольно сложная - не текстуально - читать ее как раз легко, хотя порой и спотыкаешься из-за многочисленных повторов: когда одну и ту же мысль, одно и то же словечко встречаешь в разных устах и контекстах. Будто пробует кто-то идею на вкус, пытается разгрызть - и выплевывает, и передает дальше. И тут из мелкой языковой врастает главная трудность романа - его идейное наполнение, требующее, как всегда у Мамлеева, серьезных размышлений.

Но в этом каждый из читателей пусть разбирается сам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1326
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3206
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2302
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1842

Другие новости