Василий Яновский. Сочинения в 2 томах. Т. 1. - Портативное бессмертие: Челюсть эмигранта. - М.: Гудьял-Пресс, 2000, 366 с.; Т. 2. - По ту сторону времени: Поля Елисейские: Книга памяти. - М.: Гудьял-Пресс, 2000, 494 с.
В ПРЕДИСЛОВИИ к 'Полям Елисейским' Сергей Довлатов назвал Яновского одним из 'самых талантливых, глубоких и уж - во всяком случае - наиболее оригинальных прозаиков первой волны'.
Но яростные, абсолютно лишенные почтения к 'мэтрам' мемуары Яновского совершенно заслонили от нас другие его произведения - в основном прозу, которая только теперь была опубликована в России. Вот эту несправедливость и взялись исправить литературоведы Николай Мельников и Олег Коростелев. Именно их усилиями было доведено до конца двухтомное собрание сочинений автора - изданное в аляповатых, к сожалению, обложках. В первом томе этого собрания опубликована проза Василия Семеновича.
...Жизнь Яновского мало чем отличалась от жизни его собратьев по литературному цеху русского Парижа, а затем Нью-Йорка. Как и все, он выступал со своими произведениями на 'воскресениях' Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, печатался в изданиях Франции и США и, когда фашисты вошли во Францию, сумел перебраться в Касабланку.
Оттуда - в Америку.
В Америке, однако, его произведения были не слишком популярны, и, подобно Набокову, он решил перейти на английский. Но и этот 'финт' до выхода 'Полей Елисейских' не слишком прибавил ему известности.
Еще в Париже Яновский понял, что литературная деятельность не обеспечит его материально - и тогда же поступил на медицинский факультет Сорбонны. Именно врачебная практика во многом определила его прозу - читателей шокировал натурализм писателя, а Михаил Осоргин называл сочинения Яновского 'клиническим нецеломудрием'. Но Яновский в своей прозе стремился всего лишь показать абсолютную бессмысленность таких категорий, как справедливость и романтизм.
В прозе Яновский очень много внимания уделял увлекательности сюжета. Правда, не всегда это ему удавалось - подводило пристрастие к длинным монологам на религиозные и нравственные темы. И тем не менее как прозаика его ценили такие разные люди, как Сергей Довлатов и Уинстен Хью Оден, которого Яновский пользовал как доктор, будучи уже в Америке.
В двухтомник Яновского вошли: 1) роман 'Портативное бессмертие' - книга о том, как члены ордена Верных сражаются за установление Царства Божия на земле; 2) повесть 'Челюсть эмигранта' - проза абсурда, цепь разрозненных монологов и воспоминаний героя и 3) фантастический роман 'По ту сторону времени' - своего рода вариант набоковской 'Ады', где действие происходит в выдуманном американском штате, а герои, естественно, русские.
Когда-то хроникер литературного Нью-Йорка Вячеслав Завалишин назвал главным в прозе Яновского 'конфликт реальных и сюрреалистических мотивов'. Это, по всей видимости, и остается источником жизни нескольких прозаический сочинений одного из самых заметных писателей русской эмиграции: Василия Яновского.