0
943
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.11.2000 00:00:00

Петит


Урал - страшное дело

Серия "Новый русский век": Cергей Гандлевский. Порядок слов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2000, 432 с. Олег Ермаков. Запах пыли. - Екатеринбург: У-Фактория, 2000, 672 с. Александр Иванченко. Голос безмолвия. - Екатеринбург: У-Фактория, 2000, 624 с.

НОВАЯ книжная серия, выходящая на Урале (составитель Л.Быков), оформлена по-столичному стильно: то есть похожа на всех сразу.

Издательство уверяет, что серия будет и в дальнейшем представлять актуальную русскую литературу. Проблема, однако, в том, что все три представленных автора находятся в сложной литературной ситуации. Каждый из них был модным писателем в первой половине 90-х годов, после чего каждый вышел из зоны внимания критики - по разным причинам.

В книге Гандлевского представлены почти все его стихи - с начала 70-х гг. до 1999 г., эссе из цикла "Поэтическая кухня", недавняя пьеса "Чтение" и повесть 1994 года "Трепанация черепа", за которую Гандлевский получил Малого Букера. Повесть автобиографическая, поэтому с ней все понятно: не устареет.

Что, впрочем, относится и к известным текстам двух других авторов.

Олег Ермаков когда-то публиковал рассказы о войне в Афганистане, а в 1992 г. был напечатан роман "Знак зверя" - может быть, самый значительный литературный текст, когда-либо написанный о той войне. Из киношных аналогий тут непременно вспоминается Коппола и его "Апокалипсис сегодня". Но Ермаков, учитывая уроки фильма, сделал все по-своему. По инерции от Ермакова и дальше ждали "про Афган", а для него этот опыт, судя по "Знаку┘", очень мучителен. Повесть Ермакова "Вариации", помещенная в книге, - к счастью, не про войну, однако в ней есть знаки внутреннего кризиса автора: она неровная. Чередуются разные литературные традиции, в том числе и стилистически "советские", но стремление Ермакова к поиску по-прежнему вызывает интерес к его дальнейшей работе.

Самая странная литературная судьба из авторов серии - у Александра Иванченко. В 90-х гг. он переехал из Екатеринбурга в Москву. До этого - шесть больших текстов. В книге помещены и ранняя повесть "Техника безопасности I" (1979 г.), немного риторичная, но не "советская" по письму, и глубокий, страшный роман "Монограмма", опубликованный в 1992 г. Вообще составитель серии явно испытывает - по-моему, специфически уральское - тяготение к мрачным текстам. Сам же Иванченко в новое время ввязался в деятельность одного из Союзов писателей, объявлял по какому-то поводу голодовку протеста, а в прошлом году опубликовал на литературном сайте Вячеслава Курицына памфлет "Купание красного коня", где обличал известных советских и антисоветских писателей. В книге "У-Фактории" памфлет наконец опубликован на бумаге.

Вот такой получается новый русский век под уральским взглядом - страшная вещь!

Петербург - вещь эзотерическая

Серия "Наша марка": Виктор Лапицкий. Борхес умер. - СПб., "Амфора", 2000, 218 с. Павел Крусанов. Бессмертник. - СПб.: Амфора, 2000, 318 с. Андрей Левкин. Цыганский роман. - СПб.: Амфора, 2000, 384 с.

СОСТАВИТЕЛЬ этой серии - Павел Крусанов - автор, ранее известный в узких кругах Петербурга, но внезапно и широко прославившийся стилизованно-кичевым триллером "Укус ангела". Оформление серии сначала кажется странным, потом вспоминаешь: ах да, оно же воспроизводит оформление "двухцветной" серии издательства "Вагриус"! "Двухцветная" серия "Вагриуса" - это современный мэйнстрим российской прозы с отклонениями в одну (Юрий Мамлеев) - или другую (Асар Эппель) - сторону. Стало быть, "Наша марка" - это "наш ответ "Вагриусу", альтернативный мэйнстрим, правильная российская проза в представлении Крусанова.

"Наша марка" - проза исключительно петербургская: два автора живут в Питере до сих пор, а рижанин в прошлом - Левкин - когда-то в Питере сформировался и, хотя живет в Москве, в Питере прочитан и понят гораздо раньше. "Наша марка" - проза авангардная; во всяком случае, много более авангардная, чем в "У-Фактории".

Виктор Лапицкий до сих пор был известен не как прозаик, - хотя прозу пишет давно, - а как переводчик новой французской философии и литературы, от Мориса Бланшо до Жака Деррида. Проза его, однако, имеет совсем другие корни. Впрочем, это и не Борхес - такая "высокая" традиция для Лапицкого становится скорее исходным материалом, о чем свидетельствует и название. В книге избранной прозы 1981-1994 гг. три стилистических полюса: первый - взрывная лирическая проза, захлебывающаяся, перебивающая себя (рассказ "Натюрморт"); второй - концептуалистское отстранение интонаций и идей высоколобой литературы, временами напоминающее "Колыбель для кошки" Курта Воннегута; третий - герметическое многослойное письмо. Элементы концептуалистской игры есть и в оформлении книги: после названия "Из цикла "Ex nihili" ("Из ничего") идет несколько пустых страниц.

Андрей Левкин тоже больше известен не в своем основном качестве: в конце 80-х гг. он возглавлял "Родник", а теперь вот - признанный в Интернете политический журналист. Однако в книге на месте политической журналистики обнаруживается дивная поэма в прозе "Тут, где плющит и колбасит" - о жизни в период последних президентских выборов. Вообще Левкин создал в русской прозе новую стилистику, отчасти с учетом новейшей западной прозы, отчасти - Серебряного века, Андрея Белого и т.п. Это стилистика сложной ассоциативной прозы, часто без очевидного сюжета, но с разветвленной сетью лейтмотивов. "Цыганский роман" - книга новых текстов, написанных большей частью уже в Москве, - о жизни людей, неприкрепленных к месту - тех, кто живет от одного места до другого.

Несмотря на то что на обложке книги Крусанов представлен как "автор "Укуса ангела" (рынок требует-с), рассказы у Крусанова сложнее и тоньше, чем триллер про русский конец света. Есть в них, правда, та же демонстративная и сновидческая легкость и многозначительность, тот же мистический жаргон, что и в "Укусе...", те же сквозные темы. Кроме рассказов и повести "Дневник собаки Павлова", в книге опубликованы фрагменты новейшей прозы, ушибленной, как и "Укус", Милорадом Павичем.

Разве что не так сильно - но ведь это ж добрый знак!

Г.Ш.

Имажинисты - веселое дело!

Вадим Шершеневич. Стихотворения и поэмы. - СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 2000, 368 с.

"Какое мне дело, что кровохаркающий поршень / Истории сегодня качнулся под божьей рукой, / Если опять грустью изморщен / Твой голос, слабый такой?!" Похоже на Маяковского, но это Вадим Шершеневич (1893-1942). Это не масштабный и отчаянный эпос - это грустная, изломанная, нервная лирика - даже в поэмах, - иногда с легким привкусом опереточной атмосферы. Шершеневич испытал много влияний, но и сам оказал влияние на поэзию, современную ему. Много экспериментировал, строил новые образы, называл стихотворения в честь формализованной задачи: "Принцип звука минус образ", "Принцип краткого политематизма" и т.п. С Маяковским сначала общался, потом регулярно скандалил. С Есениным дружил: участвовали вместе в движении имажинистов. В последние годы писал либретто к опереттам. Умер своей смертью в эвакуации. Как поэт к тому времени был почти забыт. Потом справедливость была восстановлена - Шершеневича вспомнили, а теперь вот издали академически тщательно, под редакцией известного филолога Александра Кобринского. И - главное: книгой Шершеневича возобновляется малая серия "Библиотеки поэта" под маркой "Новая библиотека поэта", издаваемой теперь петербургским "Академическим проектом".

Илья КУКУЛИН


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1873
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1177
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
869
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1157

Другие новости