0
1023
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.09.2000 00:00:00

Анамнез: неразрешимо

Тэги: Кантор


Владимир Кантор. Два дома и окрестности. Повесть и рассказы. - М.: Московский Философский Фонд, 2000, 176 с.

Известный факт - книга выходит удачной, когда писатель берется описывать то, что хорошо знает.

Так сложилось, что русские писатели второй половины века в большинстве своем выходили откуда угодно, только не из академической среды. Поэтому портрет советского "образованного сословия" - вещь в литературе редкая. Если же все-таки писатели за него брались, то чаще всего он выходил либо схематичным, либо карикатурным.

Повесть Владимира Кантора "Два дома" и примыкающие к ней рассказы воссоздают семейную среду автора, окружавшую его в детстве. Большую часть этой среды составляли люди науки.

Но книга отнюдь не о научных проблемах. Книга - о неизлечимых болезнях, которыми поражено сословие советской интеллигенции: людей для своего времени далеко не худших, но обреченных, в том числе и временем, на ограниченность своих духовных исканий, на попытки совместить несовместимое и втиснуть гуманитарные ценности в заведомо тесный и не предназначенный для них идеологический ряд.

Кантор показывает этот мир глазами ребенка, умного и начитанного, но воспитанного в системе тех же плохо совмещающихся представлений. Он воспроизводит сцены отвлеченных бесед и споров, где взрослые несут прекраснодушную оттепельную чушь, совмещая идеалы гуманистической культуры с марксистскими лозунгами, - и оттеняет их сценами семейных скандалов.

В скандалах сталкиваются два поколения: мать и бабушка, которые катастрофически не уживаются между собой. Они "раздирают" отца, желающего примирить женщин. Скандалы традиционно восходят к архаической борьбе за иерархию, но в этой среде они неизменно выливаются в идеологический спор с привлечением самых неотразимых для интеллигентов аргументов: духовной чистоты и служения истине. Каждая из сторон делегирует их именно себе.

Взрослый, отстраненный взгляд на происходящее, который, оставаясь за скобками, тем не менее явно определяет авторское восприятие, позволяет видеть картину и драматически и комически одновременно. Драматически - как всякий тяжелый и по-настоящему ранящий конфликт, и комически - как нелепые сцены с напыщенной и идеологизированной лексикой, нимало не подходящей к семейным склокам.

Раздвоенность сознания взрослых героев повести подчеркивается в тексте раздвоенностью сознания ребенка. Он принадлежит к двум разным мирам. "Просвещенная" бабушка презрительно аттестует другую бабушку, "не просвещенную", и ее мужа (деда мальчика) - "мещане". Но ребенку оказывается гораздо уютнее в их "простом" мире, куда он по временам мечтает попасть "насовсем". Но и этот мирок оказывается далеко не так уж прост. В бредовом видении во время болезни он трансформируется в картину грубого застолья, где метафорически высвечиваются "свинцовые мерзости", представляемые ребенком не как реальные понятия, а как пугающие бессознательные образы.

Эта детская раздвоенность отчасти задается тем двусмысленным воспитанием, которое дает ему "просвещенная" семья. Ребенку внушают, что лучшее - это "народ". Он и хочет быть таким, как народ, таким, как те, кого он видит во дворе, в школе, в "низшей" семье... Но сам при этом прекрасно осознает, что ни он, ни его "профессорская" родня к этому "народу" не принадлежат. Они другие - но ребенок еще не в состоянии понять это отличие. На словах - преклонение перед "народом", на деле - ежедневные саркастические реплики в его адрес, нескрываемое презрение к тому жизненному копошению, которое в "просвещенной" семье принято считать низким.

Имеется в книге и еще один пласт - религиозный. Подан он тоже неоднозначно. У "простой" бабушки есть сосед - вдовец, у которого какое-то время назад убили дочь. Этот несчастный занят богоискательством: он пишет нескончаемую статью, доказывающую правомочность и полезность христианских заповедей даже при отсутствии Бога, и читает ее соседям. Удвоенная дикость происходящего: евангельские цитаты перемежаются с марксистской догматикой, и сам трактат - с репликами малограмотных и полупьяных слушателей.

Эта тема получает продолжение в одном из рассказов. Мальчика-рассказчика его дворовая подружка натравливает на дочку дворника Матрешу, убеждая, что та верит в Бога и потому - язычница. В конце концов несчастная Матреша проговаривает своим обидчикам что-то вроде символа веры, - но дети, незнакомые ни с лексикой, ни с символикой христианства, не способны даже правильно разобрать слова. Детское ощущение правоты и взрослое, отрефлектированное, чувство вины делают этот рассказ особенно впечатляющим.

Вообще в этой книге много неразрешимого - неразрешимого даже по прошествии времени, которое, казалось бы, все расставляет по местам. В отличие от других подобных "воспоминаний юности", она продиктована не ностальгическими поисками утраченного детства, а внутренними поисками самого себя. Здесь нет надменной позы современного, все понимающего превосходства над прошлым - видно внимание к прошлому, как части настоящего времени, попытка принять человека со всеми его несовершенствами, не судя и не превознося. Принять человека думающего и неравнодушного. В каком-то смысле - подневольного героя своего времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1381
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
886
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1592
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1223

Другие новости