0
1001
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.09.2000 00:00:00

Женская кровь

Тэги: Плат


Силвия Плат. Под стеклянным колпаком. Пер. с англ. В.Топорова. - СПб.: Амфора (серия "Гербарий" ), 2000, 332 с.

У человека, который приходит в себя после затяжной лихорадки, наблюдается особое искажение зрения. Когда, лежа на диване, ты подолгу вглядываешься в каждый предмет окружающей обстановки, изучаешь траекторию движения пылинок в лучах света - когда любая, самая глупая мысль пришедшая в голову, способна занять тебя надолго. Ты вертишь ее в своем сознании, как диковинную игрушку, пока наконец не накатится усталость и ты с облегчением не провалишься в долгий сон, приносящий покой и выздоровление. "Я помню потолки в каждой ванной комнате, где мне доводилось принимать ванну. Я помню цвет и отделку потолков, помню их фактуру. Помню трещины и темные пятна, помню, какой там имелся источник света. И я помню форму и размеры всех кранов и всех тюбиков шампуня".

Только так можно диагностировать ощущение, которое возникает от прозаической манеры Силвии (без мягкого знака в книге) Плат: знаменитой американской поэтессы ХХ века, чей прозаический опус впервые опубликован на русском языке. Клаустрофобическое чувство заточения больного человека. Однообразное зацикливание синтаксиса и лексики. Но все это - не в рамках больничной палаты, а в замкнутом и душном пространстве всей жизни, где каждая ситуация превращается в безвыходную.

Исповедь человека, страдающего хронической депрессией, странным образом подавляющего свой депрессивный склад социальной активностью. Описание невыносимо нормальных будней, которые другому принесли бы радость и удовлетворение. И наряду с совершенно детской искренностью и простодушием повествовательной манеры - высокомерное лукавство: "Вас все это радует? А меня тошнит".

Если не знать историю жизни и смерти автора, то вполне можно было записать ее в экзальтированные поклонницы Сартра. Хотя, пожалуй, не совсем так. Потому что после чтения прозы Плат приходит облегчение, которое испытываешь, выходя из стеклянных дверей больничной палаты навстречу миру нормальных и здоровых людей.

Описания любовных встреч - неприкрытый расчет на то, что у читателя в конце концов возникнет брезгливое чувство. Почти ощутимый запах слюны и пота. Страх и похоть - слагаемые человеческой любви. "Трусы у Бадди были нейлоновые в сеточку. "Так прохладней, - пояснил он, - и мать говорит, что они легче стираются". Затем он встал передо мной во весь рост, а я по-прежнему смотрела на него. То, что я увидела, напомнило мне индюшачью голову на индюшачьей же шее и почему-то крайне расстроило". Описание родов, способное самую чадолюбивую особу почувствовать себя отвратительной бессознательной тушей, изрыгающей нечто неопределенное. "Живот женщины вздымался в воздух такой горой, что ни лица ее, ни верхней части тела мне было не разглядеть. Казалось, она целиком и полностью состоит из этого чудовищного, жирного, как паучье, брюха и двух крошечных уродливо вздернутых в зажиме ножек, и на протяжении всех родов она только и делала, что нечеловеческим голосом орала". Гастрономическое изобилие, доступное разве что гению Гринуэя, прогнозируемо влекущее за собой рвоту, тошноту и жидкий кал.

Вы когда-нибудь пытались примерить на себя физиологические радости человека, сидящего на электрическом стуле? Вряд ли. С подробнейшего описания этих заманчивых ощущений начинает свою историю поэтесса Силвия Плат. В середине исповеди - неудачное самоубийство, описанное все с той же маниакальной пристальностью человека, отстраненного от самого себя. В конце романа - ужасы дефлорации, повлекшей за собой неостановимый поток женской крови. "Доктор присвистнул: - Такая, как вы, попадается одна на миллион". -"Что вы хотите сказать?" - "Я хочу сказать, что лишь у одной из миллиона это бывает именно так".

Пожалуй, лишь у одной из миллиона жизнь складывается так, как она сложилась у Силвии Плат: прижизненная поэтическая слава, муж - ведущий английский поэт Тед Хьюз, дети. И вместе с этим - три попытки самоубийства, третья из которых была успешной. Тогда же, после смерти, имя Силвии Плат окончательно превратилось в красное знамя современного феминизма - поскольку феминистки во всем обвиняли, само собой, Хьюза, который, считали они, и довел бедную овечку до ручки. Хьюз отмалчивался. И только после выхода его книги стихов "Письма ко дню рождения" (1998) все точки были расставлены.

Но это уже совсем другая история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1525
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
955
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
681
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
940

Другие новости