Петр Краснов. Сочинения: В 2 кн. - Москва: НПК "Интелвак", 2000, 608 с., 580 с.
Петр Краснов (1869-1947) - один из деятелей русской эмиграции первой волны, выдвинувшихся еще во время Гражданской войны: атаман Войска Донского, командующий белоказачьей армией.
Эмигрировал, проживал в Берлине. Вторая мировая война предоставила Краснову еще один "шанс", который был Красновым использован, - именно он возглавлял казачьи части в составе гитлеровских войск и был казнен по приговору советского суда. В эмиграции ко всему прочему проявил себя плодовитым беллетристом - написал более двадцати произведений.
Даже самое поверхностное знакомство с биографией Краснова свидетельствует о том, что Краснов был нацистом, антисемитом, монархистом, империалистом и что подобная аттестация весьма привлекательна сегодня для определенных кругов. Особенный интерес проявился в последние годы к прозе Краснова - было переиздано несколько его романов.
И наконец - солидный двухтомник.
Из предисловия читатель может узнать, что сам "старик" Бунин нашел Краснова "способным" и "занятным" прозаиком. Если бы Бунин нашел "способным" и "занятным" Мережковского, например, или Куприна, это было бы для них обидой. Но Краснова не полагали "серьезным профессионалом" в литературе, поэтому его можно было так похваливать. Самое занятное, конечно, то, что даже автор предисловия, М.Д. Филин, не считает Краснова интересным прозаиком: "Едва ли стоит анализировать в предисловии и те романы писателя, которые вошли в состав двухтомника...". Что же в таком случае стоит делать с прозой Краснова? И зачем издавать две книги произведений, на анализ которых не стоит тратить время? Ответ очень простой: инициаторов книги интересуют не произведения Краснова как таковые, но политические убеждения автора, выраженные в его произведениях с предельной ясностью. С целью популяризации данных убеждений и предпринято, видимо, данное издание романов Краснова: в двух, как мы уже говорили, томах.
Что сказать о самих романах? "Амазонка пустыни" - рассказ о жизни "маленького гарнизона": "Когда рисуют маленький гарнизон - непременно выдвигают на первый план сплетни и дрязги, мелкие ссоры (а где их нет?) и тщательно замалчивают хорошее". "Сплетни и дрязги" - это, возможно, о "Поединке" Куприна. Но самое занятное то, что "критическому реализму" Куприна Краснов в своей "Амазонке" противопоставляет романтизм в стиле Брет-Гарта и Джека Лондона, с благородными и неблагородными разбойниками, экзотическими туземцами и красавицей героиней в мужском костюме.
Петр Николаевич Краснов любил читать. Поэтому "источниками" его романов активно служат: Фенимор Купер, Андрей Зарин, Владимир Мордовцев, Пантелеймон Романов, Софья Федорченко, ботанический и географический атласы и проч. Краснов имел богатый и интересный жизненный опыт, но воплощал его текстуально в манере гимназиста, читающего "все подряд". Источником романа "За чертополохом" послужило, например, опубликованное в 1920 году "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" Чаянова, симпатизирующего фашизму еще в итальянском варианте.
Третий роман Краснова, вошедший в двухтомник, называется "Понять - простить" и рассказывает о судьбе офицера Федора Кускова и его семьи; герои много пьют и очень несчастны. Кусков идет на сотрудничество с советской властью, по поводу чего в предисловии глубокомысленно замечено: "...мы обречены смотреть на Сталина глазами бедного Евгения. Только в отдаленном будущем возможно появление иных взглядов - и возможны некие коррекции в осмыслении образа и дела этого человека".
Вывод, который читатель сможет сделать, ознакомившись с двухтомником - и предисловием к нему, - прост и неутешителен: Петр Николаевич Краснов был истинным русским патриотом, он искренне отстаивал свободу и независимость русского фашизма и русского нацизма.
И в русле данного утверждения издание нынешнего двухтомника кажется угрожающе симптоматичным.