Евгений Витковский. Павел II: Роман в 3 кн. - Харьков: Фолио; М. АСТ, 2000, 1311 с.
Большую часть своего времени критик тратит на чтение.
Понятно, что читателю, который зарабатывает на жизнь статьями, просто некогда читать критикуемые книги до конца. Но мне огромный роман "Павел II" захотелось одолеть полностью - из эстетических, скажем так, соображений. Прекрасный, а главное отлично сбалансированный постмодернистский коктейль из мистификации русской истории, пародии на шпионско-мистический роман и соцартовской сатиры. Удовольствие от чтения - достойная награда писателю за 20-летний (!) труд.
Евгений Витковский, замечательный наш переводчик, писал этот роман на протяжении двадцати лет. 20 лет - срок, для произведения иронического великоватый. Витковский в предисловии и сам сетует, что "ряд фантастических эпизодов стал за минувшие годы такой скучной действительностью, что автор сам начал казаться себе историческим писателем". Поэтому работа состояла в том числе и из множества переделок.
В списке Букера у романа Витковского достойные конкуренты: соперничать ему придется с Борисом Акуниным, Михаилом Веллером и Валерием Залотухой. То есть ироническая, спекулятивная, патриотическая и антипатриотическая линии вместе взятые - на любой вкус. То, чего не было, но хотелось бы. Или что могло бы быть, если бы.
История в России - предмет постоянных споров.
Впрочем, и в других, богатых своим прошлым странах полно как реальных, так и псевдоисторических открытий, спекуляций, борьбы тенденций. Даже Борхес занимался хитроумными играми с Клио. В России же обилие мистификаторских и фантастико-альтернативных трудов наталкивает на мысль о массовом недовольстве собственной историей.
История - оружие державной пропаганды. Третий Рим, полугосударственное западничество и борьба с ним полугосударственного славянофильства, "никто не забыт, ничто не забыто", пышные юбилеи и культ героев. С другой стороны - низвержение памятников и авторитетов и регулярные разоблачения.
Россия - страна тиранов, страна самодостаточного "государства-в-себе". Только в России могли быть написаны такие строчки Щедрина: "Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие, и только мы у себя таковых не обрящем? Смешно и нелепо даже помыслить таковую нескладицу..." В силу постоянных гонений на вольномыслие у нас так и не сложилось симбиоза из героической истории по типу Геродота, этической по типу Плутарха и оппозиционной по типу Прокопия Кесарийского.
Есть все, но только по отдельности.
В свете приближающейся канонизации Николая II или отказа в оной, в свете мучительных поисков национальной идеи и очередных мучительных реформ государственного управления фантастика о реставрации монархии в России, предложенная Витковским, звучит актуально. Маститый фантаст В.Михайлов в прошлом году выпустил роман "Вариант И", действие которого происходит где-то в середине XXI века. Там в ходе кровавой борьбы агентов всех разведок и длиннющих диалогов на тему альтернативной истории восстанавливается династия Романовых.
У Витковского она тоже восстанавливается, только весело, остроумно в полном соответствии с максимой "Мир выжил, потому что смеялся".
За основу сюжета берется легенда о том, что Александр I не умер в 1825 году, а ушел в нети под именем старца Федора Кузьмича. Старец дал жизнь тайной "старшей ветви Романовых", и его праправнук Павел, учитель из Свердловска, в итоге становится в 1982 году императором Павлом II. Происходит все это при деятельном участии американской разведки, поскольку иначе "Советы обратятся к Америке с нижайшей ультимативной просьбой - принять их в состав США, умножив, таким образом, количество звезд на звездно-полосатом флаге до количества неприлично-крапчатого, да еще превратив английский язык в язык национального меньшинства".
Реставрация монархии оказывается полностью в интересах той части советской партийно-бюрократической верхушки, которая еще не попала в реанимацию. В результате чего и получается "Мы, кандидат в члены КПСС, милостию божией и миропомазанием Павел Второй".
В композиционно и стилистически блестящей литературной игрушке Витковского удачно переплетены сатира и мистика, лирика и трагедизм. Но при этом и самые страшные персонажи выглядят какими-то микшированными, как в детской сказке, где злодеи оказываются условными.
По размаху иронического полотна, по мастерству исполнения, по остроумным придумкам роман Витковского вполне могла бы ждать слава бессмертной дилогии Ильфа и Петрова, будь "Павел II" написан и издан тогда, когда задумывался - 20 лет назад.
Ну а сейчас, увы, его ждет слишком большая конкуренция. На рынке альтернативной истории - в частности.