0
834
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.07.2000 00:00:00

На свободу с тяжелым подсознанием


Памяти К.М.

Владимир Маканин. Удавшийся рассказ о любви. - М.: Вагриус, 2000, 496 с.

ЕСТЬ ТАКОЕ выражение: "среда заела". В советском искусстве оно стало особенно актуальным в 70-е годы, когда оттепель кончилась и особенной проблемой стало не сломаться в повседневной лживой, но относительно размеренной жизни. В сталинские времена у оставшихся на свободе тоже были аналогичные проблемы (хотя в целом было страшнее), но в публикуемом искусстве это осмыслено быть не могло. В 70-е и начале 80-х об этой проблеме стало отчасти можно говорить; один из самых ярких примеров показа человеческого существования, растворяющегося в пустоте дней, - драматургия Александра Вампилова.

Владимир Маканин (р.1937) начал публиковаться в середине 60-х, а известным стал в 70-е. Проблематика зрелого Маканина во многом связана именно с этим - как "среда заедает", только проблема переносится из социального плана в метафизический. Воссоздание социально-психологического типажа оказывается притчей.

У Маканина есть две важные черты. Во-первых, это склонность к психологическому гротеску и трагикомизму. В выразительности маканинских персонажей есть что-то от выразительности олицетворенных неврозов. Во-вторых, особая роль подсознания и общего душевного фона - как правило, тяжелого и вязкого. "┘Ему привиделась холодная горная долина, привиделось, что он белая бабочка и что он летит на ту сторону плато, а дети неутомимо преследуют его с сачками. Их были десятки и сотни, его детей, - сыны-школьники в ученической мешковатой форме и подростки-девочки в платьицах, они размахивали сачками и гнались за белянкой, со свистом рассекая сачками вокруг нее воздух" ("Гражданин убегающий").

В советских условиях такое извлечение вытесненного корня из действительности было чревато подменами: в той повседневной действительности было много неподлинного, и называние подлинных проблем в публикуемой литературе было табуировано. Маканину помогает то, что в тексте не названо - скрытый фон, подсознание текста: герой Маканина - человек, который постепенно увязает в непредсказуемой ситуации, придуманной и контролируемой не им. Вообще неизвестно кем. Герои зрелого Маканина - люди, которые попадают в такую ситуацию неожиданно для себя и пытаются бороться и (одновременно) убегать.

Глубинная задача в текстах Маканина, как правило, - проживание, прокапывание и тяжелое выяснение психологического парадокса. Вот человек попадает в неконтролируемую ситуацию. Оказывается, что автор тоже не знает, что с ним будет. Герою не у кого спрашивать, и он в растерянности. Он оказывается сродни автору и читателю, но у каждого из них своя жизнь - у каждого героя, у автора и читателя.

Основной жанр зрелого Маканина - средних размеров повесть, иногда рассказ. Сюжет - обнаружение и испытание персонажа или нескольких персонажей. Недавно опубликован большой роман "Андерграунд, или Герой нашего времени", но вообще большинство книг Маканина - это сборники, составленные из старых и новых текстов. Аналогично устроена и новая его книга: два совсем новых текста - "Удавшийся рассказ о любви" и "Буква "А" и более ранние тексты 80-х и 90-х годов.

"Буква "А" - это уже откровенная притча. Зеки в лагере выбивают на скале слово, которое должно стать криком их души, но, после того как в 1953 г. дело пошло к свободе, забывают, какое это должно быть слово. На скале остается только огромная буква "А". "Удавшийся рассказ о любви" - повесть о писателе, у которого когда-то любовницей была сотрудница цензуры. Теперь же писатель стал пошловатым ведущим телепрограммы о культуре, а его бывшая возлюбленная - содержательницей маленького и непретенциозного публичного дома; порвав с прошлым, она оказывается более честной, чем ее бывший любовник. Главным же сюжетным ходом в повести является ощущение метафорического "узкого места", через которое герои буквально ввинчиваются, переносятся в прошлое. Время оказывается совокупностью материнских утроб, и герои постоянно рождаются, но не столько на свет, сколько из одной утробы в другую. Как у Станислава Ежи Леца: "Ну хорошо, допустим, ты пробьешь головой стену. Что ты собираешься делать в соседней камере?" Главным же "узким местом" оказывается начало 90-х годов, когда у обоих героев сломалась налаженная жизнь. Протиснувшись тогда сквозь "узкое место", герои попали в такое время, которое стало совокупностью сообщающихся карманов.

Проблема Маканина - в том, что большинство его текстов написано в постсоветской стилистике, то есть они ориентированы на позднесоветскую литературу (70-е) и на русскую классику, увиденную опять же сквозь советскую литературу (и, может быть, кино). Эротические сцены в "Удавшемся рассказе..." написаны смутно и неуверенно; парадоксально, но, кажется, единственный точно написанный сюжет подобного типа в книге - гомоэротическая влюбленность в рассказе "Кавказский пленный". Возможно, это произошло потому, что в советскую литературу такая тема не входила в принципе.

Для Маканина важна связь между более ранними и более поздними текстами, он возвращается к некоторым темам, комментирует или оспаривает уже сказанное. В повести "Буква "А" он высказывает существенную мысль: у зеков в сталинском лагере было вытравлено стратегическое мышление, умение планировать свои действия. Это совершенно точная черта мышления многих людей в лагерном и тоталитарном обществе, ее описал подробно человек, отсидевший в нацистском концлагере, - австрийский психоаналитик Бруно Беттельгейм. Вот это и есть одна из узловых проблем Маканина 80-90-х - человек пытается осознать свою жизнь, но не понимает, ни что такое осознание, ни где он находится, и кроме личных проблем - крах жизненных планов, потеря воли - его преследуют неизвестные ему силы. С молчаливого полусогласия героев Маканина эти силы превращают их жизнь в тюрьму. Вопрос, можно ли разрушить стены, которые у каждого из них внутри и к которым они легко привыкают, остается открытым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
479
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2195
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1430
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1065

Другие новости