Виктор Ерофеев. Энциклопедия русской души. - М.: Подкова, Деконт +, 1999, 248 с.
РУССКИЙ писатель Виктор Ерофеев написал книгу.
Погодите ржать, вы ведь еще не дослушали - русский писатель Виктор Ерофеев написал книгу о русском боге.
Вот теперь можно смеяться.
C другой стороны - о чем же еще сочинять писателю земли русской, как не о боге? Вот в прошлой книге "Пять рек жизни" писатель искал бога в образах мира. Искал-искал, пока не нашел. Вернулся. Огляделся вокруг, опечалился сердцем и сел за новую книгу. Написал. Получилось что-то вроде фильма "Особенности национальной охоты" - русский человек, mode d"emplois - но только в русской прозе.
Слово "русский" по частоте упоминания русским писателем Виктором Ерофеевым стоит на первом месте. Если слово "русский" из книги убрать, то книга развалится как карточный домик. Останется от книги одно общее место - "...душа", "...стол", "...бог", "...женщины", "...литература", "...бунт", "...правда", "...секс" и "...мат". Все. На этом книга "...писателя" Виктора Ерофеева закончится, так и не начавшись.
Но хитер и умен русский писатель. Как положено русскому писателю, наблюдает он живую жизнь, а понаблюдав - обобщает. То есть, собрав факты, сопоставляет, а сопоставив, делает выводы:
"Анекдот - единственная форма русского самопознания".
"Русский суд страшнее Страшного суда".
"Чтобы понять Россию, надо расслабиться".
"Русские не терпят хорошего к себе отношения".
"Есть только один тип русских - невоспитанные люди".
"Русские ужасно завистливы".
"Самодур - русский предел человеческих желаний".
"Нормальное состояние русского - пьяное".
И выводы заработали! Пока правительственные упыри искали идею национального единства в невкусном "Русском бистро", бездарном футболе и локальных войнах, русский писатель Виктор Ерофеев сделал гениальный, хотя уже и отработанный ход. Он опоэтизировал "русский трэш" и предложил именно его в качестве всеобщей национальной идеи. Он сделал в прозе то, чем устно занимается на эстраде Михаил Задорнов, то есть собрал весь клишированный "русский отвал" (от русской непунктуальности до русской блудливости) и предъявил сумму в качестве русского бога. Иными словами, обожествил.
Бог имел имя.
Его звали Серый.
Ерофеевский бог - это символ общего места и цвета, не то волчок, не то бычок, в общем, что-то серенькое, мутное и очень банальное. В самом деле, банально быть непредсказуемым в быту или трахать кого попало. Опаздывать на встречи или дышать в метро перегаром. Травить скабрезные анекдоты на весь вагон или тосковать русской тоской. Похмеляться пивом из горла или не мыть руки после туалета. Любить Париж или издеваться над тупыми американцами.
Еще банальнее - писать обо всем этом.
Но в том-то и загвоздка, что русский писатель Виктор Ерофеев совершенно не боится банального. Он считает нормальным ныть по всей книге о том, что без Парижа ему никуда, но и без русского хамства невмоготу. Что русские женщины - самые женщины в мире. Что русская литература кончилась. Что в русской природе есть что-то жалостливое.
Но вот ведь парадокс - в итоге энциклопедия все-таки получилась! Только название у книги не совсем точное. Это не "Энциклопедия русской души", а помойка русского б/у. Что-то вроде пены дней с сильно просроченной датой.
Чаадаев - но только с очень маленькой буквы.
Достоевский - но в смердяковской реинкарнации.
"Русское" - а не "Наше радио".
"Trash" - а не "cool".