0
1296
Газета Проза, периодика Интернет-версия

04.11.1999 00:00:00

Новый русский хит


Владимир Тучков. Русская книга людей. - М.: Новое литературное обозрение, 1999, 368 с.

КНИГУ открывает главный хит писателя - цикл "Смерть приходит по Интернету" (9 из 11 рассказов впервые были опубликованы в "Новом мире"), который четверо известных критиков посчитали одним из лучших произведений 1998 года.

Замечено было, что кинематографистам уже удался тип нового русского человека - в фильме "Брат" Алексея Балабанова. Герои Тучкова - из той же серии: базаровы современности, профессиональные устроители мира, где все покупается и все продается. "Новый крепостник" Дмитрий, женоубийца-рецидивист Алексей, юный братоубийца Стив; бизнесмен Федор использует невесту в качестве приманки для льва, жена банкира Лидия травит поочередно трех человек...

"Розановый сад" - второй короб книги Тучкова. Нет ничего проще, чем пародировать "Опавшие листья": пиши все, что вздумается, только не забывай менять "У книжной лавки" на "У телевизора".

"Русская галерея", третий короб, симбиоз живописи и литературы - это упоенное описание картин, нарисованных богатым воображением автора: "На сковородке в шипящем масле жарится одинокий глаз, сохраняющий осмысленное выражение".

Четвертый короб - "Психоз": 47 частных случаев. Его никак не обойти стороной. Это как загадка: надо найти десять отличий в 47 сюжетных рисунках. Вот герой (случай 1) принимает встретившегося в лесу грибника за маньяка и... убивает его. Автор тем временем продолжает выстраивать свои алогично-логические конструкции дальше: грибник становится посетителем бара, литератором, просто прохожим. Маньяк оборачивается гэбэшником, наемным убийцей, колдуном... Тучков выступает "прозаиком-конструктивистом", родоначальником направления, которого пока нет. Изобретения инженера Тучкова работают на больном воображении больного общества в больной стране.

Психоз передается двум следующим коробам - "Разным рассказам" и "Другим рассказам". Герои "топят дряхлых старух", "вставляют в рот дуло", "травятся уксусной эссенцией", разрезают ножами трупы; этому с саркастической улыбкой внимает писатель. Читателю приходит на ум Хичкок, но проницательный автор тут же, обгоняя неспешный ход его мысли, разъясняет: "Такое ни одному Хичкоку в кошмарном сне не привидится..." Если, конечно, Хичкок - не писатель Тучков.

С ужасами гармонично уживаются мистика и балаган. Писатель то смеется-плачет, то плачет-смеется. У него летчик пытается протаранить пассажирский поезд, а велосипедисты бредут пешком - у них отобрали велосипеды, судьи тем временем пьют водку на промежуточном финише и рассказывают друг другу фантастические истории, и "беспрерывно разминаются в необъятных просторах России люди, кони, идеи". Это же гоголевская традиция! А как вам это: "К сожалению, над ними будет кому рыдать. К счастью, над всеми нами - некому. В глазах прокурора нет слез. За полураспадом следует вторая половина, уже не имеющая никакого смысла" - это, уже без шуток, прямое продолжение линии Замятин-Оруэлл-Хаксли, замешенной на русском духе.

Влияние народного фольклора наиболее заметно в пятой и шестой книгах для чтения - коротких побасенках, где сосуществуют президент с бутылкой и мэр с большим чугунным памятником, сбитые в стаи инженеры и гомосексуалисты; спорящие друг с дружкой налоговые инспекторы и проститутки.

Отдельный разговор - о Тучкове-стилисте: то он следует бунинской традиции в литературе ("стрелки, падающие, как продажные девки"), то отображает футуристические идиомы от народного сказителя Федотыча ("На лАдью сУпонь прОстИть" и т.п.), то плетет "словесно-безответственные кружева" русских матерных слов.

Писатель неоднозначен в оценке своих трудов: "Полученный продукт в силу всеобщих ложных этических и эстетических ориентиров воспринимался аудиторией как нечто пикантное и оригинальное, а посему заслуживающее одобрения и поощрения", - пишет он о неудачливом литераторе - герое рассказа, подытоживая и свое творчество. И тут же бросает фразу: "За всю долгую историю существования великой русской литературы, которая на мне прерывается...", после которой дружный хор критиков-консерваторов отвечает: "Поезд русской литературы, господин Тучков, "мчит в железной колее, откуда его выпихнуть не так-то просто даже пьяной бригаде".

Одним словом, писатель по-прежнему учит нас жизни. Подход его - дидактический. "Нет в жизни ничего страшнее, чем абсолютные педагогические результаты", - говорит читателю автор. А что же читатель? Читателю предложены варианты - он может реагировать на книгу по-разному: один посмеется, второй поплачет, третий "изо всей силы всадит лезвие в живот", четвертый, "чуть покачиваясь, несколько, может быть, утрированно, спустится вниз по скрипучей лестнице", пятый - "бац!!!"...

Но кто его знает? Может быть, сорок седьмой начнет собирать деньги на "большой чугунный памятник" новому классику?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1217
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
769
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
536
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
772

Другие новости