Владимир Александров. Расписание снов. Стихи. - М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 1999, 63 с.
- В неизданном расписании снов,
Как в городе недостроенном
Всегда найдется одно окно
В котором увидишь Голема.
Колосс или колос - один устав,
И кажется, веки смежив,
Что влажное слово вложив в уста,
Продолжишь и век и жизнь.
Когда лет 10 назад появилась возможность издавать книги за свой счет, улицы Москвы заполнили бледные юноши со взорами горящими, которые приставали к прохожим, понуждая их купить сборник стихов с автографом автора. О качестве стихопродукции можно судить, к примеру, по следующим строкам "Суровый Дант не презирал сонета // А Пастернак сонетов не писал". С тех пор при виде тоненькой поэтической книжки у большинства людей возникает стойкая идиосинкразия.
Но вот накипь стала исчезать, и физическая "тонкость" поэтической книжки скорее свидетельствует о поэтической утонченности, нежели о неистребимой графомании.
В первую очередь обращает на себя внимание стихотворная эрудиция Владимира Александрова. Не желая сказать ничего плохого о поклонниках верлибра, отметим, что, перефразируя китайцев, говоривших, что "каждый любитель поэзии любит вино, но не каждый любитель вина любит поэзию", можно сказать, что всякий знаток метрики, ритмики и строфики напишет верлибр, но не всякий "верлибрист" сможет написать классическое стихотворение. В книге Александрова встречаются сонеты, баллады, оды в классической форме золотого века русской поэзии. Некоторые чисто стиховедческие изыски напоминают изящные эксперименты поэтов начала века нынешнего: Ну вот и снег //На целый свет //На целый след //На целый снедь- // ю стол накрытый// и века минувшего// Его бывало, навещал // Старик Рабле. Они шутили // Скабрезные пускали гили, // Его бокал не просыхал, // И граммы разменяв на мили, // Порою он Баркова звал //И к нимфам по ночам стучал" и т.д.
Подобная языковая изысканность сочетается с необычным видением мира, в котором соединяются детская наивность и умудренность зрелости, чем-то напоминающие обэриутов (не случайно Александров пишет много детских стихов типа Кошка совсем одна. Боже, когда ж весна): Я бросаю камень в небо, // И, теряя равновесье, // Я лечу спиной на землю // Головой за камнем следом <...>И стекает небо в небо // Камень падает на землю // Я стою двумя ногами // Твердо и неколебимо.
Давать критическую оценку поэтическому произведению и тем более как-то прогнозировать дальнейший творческий путь, развитие автора - занятие глупое и бесплодное. Достаточно того, что в свет вышла хорошая книга.
- Никто как будто не заметил,
Что минула весна, и ветер
Вдруг из попутного стал встречным,
А встретить ветер было нечем.