Тогда психофизиологи изучали адаптацию к длительному (до 19 суток)пребыванию под повышенным давлением, со ступенчатыми погружениями на 100, 150, 200, 240 м. Через систему колокола акванавты выходили под воду и выполняли водолазные работы, требующие высокой точности. В этих исследованиях был открыт эффект психодизритмии - путь оперативной диагностики и ритмокоррекции.
Молодые исследователи, не только психологи, были преисполнены энтузиазма. Еще бы: рискуя здоровьем, под такой толщей воды они записывали биотоки мозга, кардиограмму, замеряли характеристики психики. Видный психолог Борис ЛОМОВ, директор Института психологии РАН, очень высоко оценивал их результаты.
Пришла перестройка, и вскоре все это стало никому не нужным. Вначале отдел передали в другой институт, затем в третий, прекратили платить заработную плату. Люди стали разбегаться. Наука рухнула, как кровля пошатнувшегося дома. Что говорить, если на всю Россию по специальности 19.00.02 - Психофизиология в 1998 защищено всего 9 кандидатских диссертаций (из них шесть в г. Уфе).
С горечью говорим об этом в связи с событиями на Баренцовом море. Мы видели, как погибала отрасль. С первого дня аварии нам было очевидно, что нам нельзя отказываться от помощи западных коллег, чтобы спасти людей. Каким же цинизмом и жестокосердием надо обладать военным олигархам, когда они обманывали всю страну?
Наши работы шли под грифом "секретности", и в такой ситуации мы не можем больше молчать. В эти траурные дни мы хотели бы не только соболезновать, но и призвать задуматься всем миром, как жить дальше.
Первое - во имя жизни людей провести немедленное экспертное обследование состояния технической исправности и пригодности оставшихся субмарин аналогичного класса. Хотя бы для снятия психологического стресса на флоте.
Второе. Никакая техника не может быть абсолютно надежной. Потому - в тесном контакте с зарубежными службами - обеспечить создание, оснащение и тренинги подразделений глубоководных спасателей.
Третье. Пересмотреть уровень финансирования исследований жизнеобеспечения в водолазной отрасли и фундаментальной психофизиологической науки в целом. Ситуацией обязательно воспользуются лица, заинтересованные сделать из Президента стрелочника. Гарантом человеческого отношения к жизни людей может быть только суровое наказание адмиралов и государственных чиновников за преступную дезинформацию страны и Президента.
Президенту следует бесстрашно принять самые жесткие меры и продолжить линию на укрепление власти и порядка. Только реальные действия народ поймет и поддержит.
Нам, специалистам, не хотелось бы "влезать в политику". Но невольно припоминается, болгарская притча. "Должен ли ты защищать государство, если оно не защищает тебя?"