≈ Когда вся семья была в сборе, то у нас, например, был капустный пирог. Это был любимый пирог Константина Сергеевича. На его юбилее ≈ не помню только, это было на 70-летие или на 60-летие, ≈ ему в булочной испекли специально вот с этот большой стол капустный пирог. Мне, когда рассказывали об этом, очень понравилось... Не могу сказать, что в семье были какие-то особые правила... Правила воспитания ≈ конечно, это ≈ само собой. Детей я одергивала ≈ всё-таки не из простой семьи. Говорила им, что нельзя какие-то словечки употреблять и вести себя надо корректно, надо быть воспитанными людьми.
≈ Дети так могут возненавидеть своего великого родственника...
≈ Почему? Наоборот. Они все прекрасно понимают. Особенно со временем. Ну, Миша (сын Ольги Игоревны. ≈ )С(), когда был маленьким, дома вел себя не очень, но зато в гостях мне всегда говорили: «Какой у вас сын воспитанный, как он хорошо себя держит». Я всё время поражалась.
≈ А что касается распорядка дня?
≈ Распорядок дня, не знаю, ≈ это уже, может быть, в генах, ≈ мы все особые. То, что, наверное, идет от артистической жизни. Когда Константин Сергеевич возвращался домой, он ложился в два или в три часа ночи, и это как-то передалось по наследству. Утром ≈ тяжелый подъем, зато вечером мы можем все очень долго засиживаться┘
≈ Скажите, у вас есть какое-то ощущение, что вы должны что-то сделать по отношению к Станиславскому?
≈ По отношению к Станиславскому... Сделано уже многое. Конечно, хотелось бы поставить памятник ему. Мы очень хотели поставить крест на его могиле, потому что он был верующим, бабушка была верующая. И... как сказать... Такой незаконченный вид его могилы, с плитой, выглядел как-то очень неуютно. Кстати, хотелось бы восстановить историческую правду и сказать, что Олег Николаевич Ефремов много хлопотал о возведении креста и через Патриарха мы добились, что крест все-таки поставили. И как-то всё успокоилось. Теперь надо поставить памятник. Чтобы знали и помнили. Как ни странно, в России книги Станиславского не продают. Мой средний сын Максим, когда приезжает сюда из Франции, заходит очень часто в книжный магазин, который у нас внизу, большой такой книжный... Станиславского там нет. Там всё, что хотите: и Олег Ефремов, и Олег Табаков, все, только Станиславского нет. Вы зайдите в американский магазин в Америке, Нью-Йорке, в любой┘
≈ Но зато там нет Ефремова и Табакова!
≈ Но зато там Станиславский. Всё. Всё, что хотите, полные издания.
≈ Какое у вас отношение к тому полному изданию сочинений, которое начали выпускать еще при советской власти?
≈ Неплохое.
≈ А вы какое-то участие принимали в его создании?
≈ Нет... Я уже 30 лет во Франции живу. Приезжаю на месяц, на две недели ≈ не больше.
≈ Приезжаете, чтобы убедиться ≈ правильно ли делаете что-то в жизни или сделали уже?
≈ Нет, я приезжаю и убеждаюсь, что правильно делаю.
≈ Вы в театр не ходите?
≈ Очень много ходила в молодости. А сейчас у меня совершенно другой образ жизни. Я приняла монашество, иночество, сейчас я просто не в этой одежде, но основное в моей жизни ≈ церковь.
≈ Кстати, какое у вас ≈ глядя из Парижа на все это ≈ отношение к объединению двух половинок Русской церкви, которое происходит?
≈ Очень хорошо. Только оно частичное, к сожалению, объединение. Там получился раскол со стороны Запада...
≈ А та часть, которая присоединилась?
≈ Хорошая, лучшая... Всё сложно.
≈ Я был удивлен, узнав, что, даже когда речь идет о всемирно или даже всеми в России признанном человеке, инициатива по установке ему памятника может исходить от кого угодно, но только не от родственников...
≈ Мне кажется, это неправильно.
≈ Но если бы у вас было право голоса, каким этот памятник хотели бы видеть вы? Если это фигура ≈ то с портрета какого времени? Станиславский ведь был разным...
≈ Какой памятник? Не совсем последних лет... Я бы хотела его видеть сидящим и таким задумчивым. И внизу бы несколько образов наиболее известных, как, например, Сатин.
≈ Вроде как на памятнике Грибоедову или Крылову?
≈ Да, немножечко в таком стиле.
≈ Наверное, каждый великий остается в памяти некоторым количеством фраз, дел, если о фразах, то Станиславский почему-то особенно часто ассоциируется┘
≈ «Верю, не верю...»
≈ Да, «верю, не верю», еще ≈ «театр начинается с вешалки»... Но ведь человек больше этого набора. Насколько вам кажется справедливым то, что остались именно эти фразы?
≈ Нет, я отношусь к этому спокойно. Это такие крылатые фразы, которые легко запоминаются и уже как-то срослись с его образом. (Смеется.) Я не против этих фраз.
≈ А какие бы вы добавили? Из тех, что вы знаете, а такими крылатыми они не стали?
≈ Как-то сейчас на ум не приходит никаких фраз... Он вот ≈ из того, что, может быть, не так известно ≈ детей своих очень любил. Но это не фразы... Я его видела, когда была совсем маленькая, мне было 2,5 года. Я даже больше запомнила бабушку ≈ Лилину, и даже, может, больше по рассказам, когда они приезжали во Францию, в Париж. Но я знаю по рассказам отца и моей матери, что дедушка всегда ко мне хорошо относился. Он, конечно, имел больше дела с моей двоюродной сестрой Кирой Романовной, которая намного старше меня. Я была малышкой совсем, и он меня на колени брал, шуточки какие-то рассказывал, я смеялась┘ это, конечно, у меня в памяти осталось.
≈ А правда ли, что все архивы, имеющие отношение к Станиславскому, оказались в руках у государства и у вас нет ничего, чтобы... засвидетельствовать свое родство┘ Вот и фотография у вас, я вижу, сделанная Яковом Толчаном, переснятая...
≈ Да, все находится в Музее МХАТ, а чтобы засвидетельствовать родство, есть все наши свидетельства о рождениях, начиная с папы и кончая моими правнуками.
≈ Это вы обязаны были все сдавать?
≈ Нет, ничего не обязаны были сдавать, но так получилось, что все перешло в Художественный театр. И вроде они даже обещали что-то отдать обратно, но не отдали.
Грустно, что когда проходят юбилеи или какие-то крупные события, то все ≈ без нашего участия. Мне бы, может, и хотелось участвовать в этом, хотя бы даже послушать, правильно там говорят или неправильно...
≈ А как вы можете сказать, правильно или неправильно, если вы не помните Станиславского?
≈ Не помню. Но я же все-таки через отца и через тетку много слышала о нем и сестра моя до последних лет своей жизни о нем говорила. Так что я все-таки знаю его.
≈ А что неправильного, например, говорят?
≈ В прессе писали, что он игнорировал детей, например, что он их не любил или не занимался, хотя это абсолютная ложь. Что он вел себя иногда как-то вольно... Но хотя бы даже этот самый случай с этим... Прайером, ≈ я абсолютно, то есть на 100%, уверена, что это не его родственник, это ≈ самозванец, самый настоящий самозванец.
≈ А вы знаете, что музей фактически его признал?
≈ Да, я знаю и дядя Степа тоже (С.С.Балашов ≈ племянник Станиславского. ≈ )С(), но дядю Степу можно простить, ему было все-таки 94 года. Он вообще такой┘ Восторженный человек. Пишут, что у Константина Сергеевича была горничная Дуняша. И был конюх. И вот согрешила горничная с этим конюхом и ребенка взял на воспитание брат Константина Сергеевича, а приписали почему-то дедушке.
Когда Айседора Дункан всеми силами старалась его завлечь, он всё равно не поддался... Нет, он был очень религиозным. Такой правильный человек и семьянин, обожал свою жену. Это на 100%.
Вот почему мне кажется важным, чтобы мы тоже принимали какое-то участие, когда собираются что-то написать о Станиславском. Чтобы спрашивали хотя бы. Был старец, очень известный в Псково-Печорском монастыре, когда он умер два года назад, ему было 94 года. И был другой старец на острове Залита, про которого рассказывали, что он разные чудеса творит. Когда он скончался, стали писать, что он собак и коз воскрешал. И этот старец псково-печорский, уже будучи глубоким стариком, сказал своему духовному отцу, который писал о нем и его жизни: «Слушай, ты мне дай всё это прочитать, пока я живу, а то припишешь, что я тоже каких-то там козлов воскрешал». После того как человек известный уходит из этого мира, конечно, хотят еще его как-то превознести и начинают всякие легенды складывать. Точно так же и с Константином Сергеевичем. Одни ≈ от излишней любви, другие ≈ из ревности, зависти, третьи ≈ просто из какого-то даже не хулиганства, а экзотики, может быть. Вот в журнале «7 дней» написали, что Игорь Константинович вообще не имел детей... И что после него никого вообще не осталось...
≈ Сразу вспоминаются разные исторические анекдоты, а возможно, и реальные истории. Говорят, когда Леонтьевский переулок переименовали в улицу Станиславского, он смутился: «Ой, перед дядей будет неудобно»...
≈ Да, да, да. Он очень был стеснительным человеком. Страшно застенчив был.
≈ И тогда меньше всего настоящий Станиславский имеет отношение к герою «Театрального романа» Булгакова...
≈ Абсолютно. Абсолютно ничего общего...
≈ Скажите, а как вы живете во Франции?
≈ Ну как? Я помогаю церкви, я там пою┘ Живу дома. А церковь рядом, так что не каждое утро, но я хожу, пою на литургии, на вечерних службах и занимаюсь фотографиями. Раньше я там занималась ризницей, одеяниями, а сейчас тяжелее стало и я стала заниматься хроникой церкви.
≈ Во Франции круг людей, с которыми вы общаетесь, это русские?
≈ В основном. Я потихонечку забываю французский язык, и, когда приезжаю сюда, мне приходится говорить по-французски с моей невесткой и бывает довольно затруднительно, потому что там я все время только с русскими, друзья все русские, в церкви всё по-русски.
≈ А если узнают, что вы внучка Станиславского?
≈ Ничего. (Смеется.) Одни только охи и ахи. Во Франции, кстати, французы не знают его. Был такой вообще анекдот, я на днях нашла в книге очень хорошую фотографию Толстого, мне подарили старую-старую книгу, и я оттуда сделала несколько снимков. И спрашиваю, когда они мне дали книгу: «Вы знаете этого господина?» Она так смотрит и говорит: «Нет, никогда не видела». Я говорю: «Я тоже никогда не видела, но она вам что-то говорит об этом?» «Нет, абсолютно». Причем девушка лет 35. Я говорю: «Это ≈ Толстой». «А кто это такой?» Во Франции они даже не знают слово «Толстой», имя Толстого. Я говорю: «Это ≈ русский писатель, знаменитый русский┘ Вы «Войну и мир» смотрели? «Анну Каренину» смотрели?», она говорит: «Нет, никогда не смотрела».
≈ Я сейчас подумал, что Бальзака бы мы, в свою очередь, узнали...
≈ Бальзака они знают. И потом, когда я говорила со своими внуками, они говорят: «Если бы мы не родились в русской семье, если бы у нас отец не был бы русским, мы бы тоже ничего не знали». Они не проходят иностранную литературу, только французскую, только своих. Станиславский для них ≈ это┘ Даже не знаю, кто и что... Конечно, в артистическом мире Станиславского знают, знают и во Франции, но чуть-чуть дальше, даже театралы, которые любят ходить в театры и в кино, ≈ они не знают, кто такой Станиславский.
≈ А для меня было большой неожиданностью, что, оказывается, вся американская разведка┘
≈ По системе Станиславского. Да.
≈ Да. А вам он в жизни хоть раз помог чем-нибудь?
≈ По-моему, он нам всё время помогает. (Смеется.)
≈ В каком смысле?
≈ Ну, во-первых, он нам оставил хоть небольшое, но наследство. Это все-таки помощь.
≈ Я читал, какие-то гонорары он отдавал Немировичу?
≈ Нет, Немировичу он ничего не отдавал. Немирович всё сам себе, своим детям... С Немировичем у них вообще последнее время не очень хорошие отношения были. Были чисто рабочие, ну а в смысле дружеских, таких, какие были в самом начале, когда они встретились и говорили о создании театра, у них, конечно, это все разладилось в последние годы.
≈ Я читал, вполне возможно, что это легенда, что, будучи в Италии, Немирович очень сильно проигрался и каким-то образом дал знать об этом Станиславскому, при том что они почти не общались. А Станиславский получил какой-то большой гонорар за книжку и этим гонораром покрыл долги Немировича и дал ему возможность вернуться в Москву...
≈ Нет, это легенда. Дело не в том, что между ними были плохие отношения, но просто ему помогли совсем с другой стороны, и Станиславский здесь никакого участия не принимал. Единственное, что Немирович подарил дедушке в это время, ≈ это рука египетской мумии. Когда он был за границей, он подарил Станиславскому эту руку, от которой потом Костя Барановский (правнук Станиславского. ≈ )С() хотел избавиться во что бы то ни стало.
≈ ?
≈ Он нашел эту руку мумии и хотел избавиться от нее, потому что ему под конец уже казалось, что все его беды исходят от нее. И он мне позвонил, это было в последний раз, когда мы с ним встречались, позвонил и попросил, чтобы я забрала эту руку и отдала ее кому-нибудь или в церковь, или еще что-то, говорил «отдавай куда хочешь». Хотел ее отдать моему сыну Кириллу, но никто не хотел брать эту руку. Куда делась эта рука, я не знаю. Вот Немирович подарил дедушке эту руку.
≈ Дрянь какую-то...
≈ Дрянь какую-то, да.
≈ Вам никогда не хотелось пойти в архив и что-то узнать о Станиславском, чего вы не знали? Прочесть его письма?..
≈ Когда мы жили в Марокко, у нас хранились письма у папы. Конечно, я читала их. Я, правда, маленькая была. Но это в основном было о жизни, которая была здесь, в России, о трудностях, которые встречались в повседневной жизни, ≈ сколько стоил хлеб, сколько что-то еще, ≈ там дедушка писал колонки цифрами┘
≈ А что больше всего, кстати, его удивляло в тех переменах, которые происходили при советской власти?
≈ Он как-то на это особо не обращал внимания. У него настолько был ум в театре, что все остальное он просто пропускал. Ему некогда было и думать. В те времена к тому, что происходило в Художественном театре, и к самому Станиславскому относились с большим уважением, где-то с восхвалением. Но он был настолько занят своей Системой, увлечен тем, как человек входит в роль, что чувствует, он так переживал это и так хотел в каждого вложить свое понимание актерства... Была даже такая история. Это немного отвлеченный случай. Он как-то возвращался домой очень поздно. А у сестры была большая кукла, размером с годовалого ребенка, она с ней играла и посадила ее в одно укромное местечко. Константин Сергеевич под впечатлением своей работы пришел, только что он провел урок, видимо, успешно, и он очень довольный был, так увлечен, что как будто не соображал, что он вернулся домой. И, значит, ринулся туда, где сидела эта кукла. Он: «Ох. Простите, извините, пожалуйста». Хлопнул дверью и ушел. Вот такие у него были случаи. Или когда он приехал в Париж в гостиницу, где всегда останавливался, у него спрашивают имя и фамилию, а он не мог сказать. Забыл, хотя у него была прекрасная память, забыл, начисто забыл, как его зовут.
≈ Скажите, как вам кажется, можно ли, зная о том, что он был человеком религиозным, в его книгах это найти?
≈ Нет, он не писал об этом. Нет, это было все в нем внутри, он говорил об этом с семьей, с детьми, но он никогда не высказывался публично, не хотел. Как и бабушка тоже (М.П.Лилина. ≈ )С() ≈ написала маленькую книжечку, и там она тоже ничего на эту тему не пишет, хотя у нее вся комната была обвешана иконами и без церкви она жить не могла.
≈ А театр вообще может сочетаться с религиозностью? Вы, например, не ходите совсем в театр?
≈ Нет, я не хожу совсем.
≈ Считаете, что это плохо как-то?
≈ Что, театр?
≈ Да.
≈ Нет, почему, это раньше, в Средние века, считали, что перевоплощение это грех, и так далее...
≈ Тогда почему вы не ходите в театр?
≈ Мне неинтересно. Неинтересно жить чужой жизнью, мне своей хватает.
≈ А если бы, например, Станиславский был сейчас жив и шли его спектакли, не в смысле уважения к родственнику, а просто, потому что у него все-таки спектакли были хорошие, вы бы ходили с радостью?
≈ Нет... Ну, если бы он меня попросил, чтобы я пошла, то я пошла бы, посидела, может быть, заснула бы. Я ни в театр, ни в кино не хожу. Мне хватает дома всего.