0
1059

07.03.2008 00:00:00

Мюриель Майетт


С августа 2006 года в театре Комедии Франсез новый директор - актриса Мюриель Майетт. Первая женщина - директор за трехсотлетнюю историю театра. Назначение поставило Мюриель Майетт сразу на 39 позицию в стране по французской табели о рангах.

Мадам Майетт сменила на почетном посту Марселя Бозонне. Срок контракта с Бозонне истек как раз в августе 2006 года, но ни у кого не было сомнений, что контракт будет продлен, и Бозонне, которому было в то время 62 года, позволят проработать на высоком посту до пенсии (французы в этом отношении весьма щепетильны). И все-таки в августе, когда вся театральная элита отбыла на Авиньонский фестиваль, Бозонне, без предупреждения, был тихо смещен. Причина – так называемое «Дело Хандке».

Пьеса известного австрийского писателя и драматурга Питера Хандке «Путешествие в страну звука или искусства вопроса» была запланирована на сезон 2007, и актеры даже приступили к репетициям. Однако умер Слободан Милошевич, и Питер Хандке отправился на его похороны и произнес у гроба речь, в которой назвал Милошевича «защитником сербского народа». Узнав об этом из газет, Бозонне вывел пьесу Ханке из репертуара.

Франция забурлила. Действия Комедии Франсез и его директора были названы «первым случаем политической цензуры со времен немецкой оккупации». Вопросы о шумном деле продолжают задавать Мадам Майетт и сегодня. Но нынешний директор дипломатично уходит от ответа, утверждая, что причины смены руководства были другими: «министр (Рено Доннадье) хотел в первую очередь дать дому Мольера новое дыхание», «актеры устали оттого, что Бозонне постоянно нет в театре», и «просто нужен был кто-то, кто хорошо знает театр изнутри». Мадам Майетт театр знает – актриса пришла в Комедии Франсез 15 сентября 1985 года. Она возглавляет единственный государственный театр Франции уже полтора года, и надеется, что, намеченные ею, перемены в Комедии Франсез вскоре будут заметны не только в самом театре.

В сентябре Москва увидела актрису в шокирующем спектакле Маттиаса Лангхофа по пьесе Хайнера Мюллера «Квартет». До встречи с Лангхоффом Мадам Майетт принимала участие в основном в пьесах классического репертуара и как актриса (Мольер, Лабиш), и как режиссер (Корнель, Кромелинк, Фейдо). Тем не менее, Лангхофф признается, что никогда бы не взялся за «Квартет», если бы у него не было таких актеров как Мюриэль Майетт и Франсуа Шатто (в прошлом - актер Комедии Франсез в настоящем - директор театра Дижона). Спектакль был поставлен три года назад, когда у всех троих наметилась творческая пауза в театре. Репетировали у Мюриэль дома на кухне: разбирали текст, строили из картонных коробок декорации. Сегодня «Квартет» - спектакль для двух директоров - единственный, который Мадам Майетт продолжает играть.

- Когда мы приступили к работе, я абсолютно ничего не понимала в пьесе. Но я притворялась, что все-таки кое-что понимаю, потому что мне казалось, что Матиас и Франсуа не испытывают подобных проблем.

Маттиас – давний друг Хайнера Мюллера, и он нам дал кое-какие ключи к этому тексту. И главным в понимании текста было вовсе не отчаянье. Мы играем спектакль уже три года и только сейчас я понимаю, каким мужеством обладает моя героиня. Вчера Матиас спросил нас с Франсуа: «есть ли в вас подобное мужество?» И я тут же ответила и ему и себе: «нет».

Они играют в правду, но играют из любви, а не из отчаянья. И мы сказали себе, что будем играть спектакль по меньшей мере 20 лет. И не важно, что тело стареет или толстеет. Это не имеет значения.

- В спектакле «Квартет» актрисе сложно остаться красивой. Не было ли это проблемой для вас?

- Когда в спектакле есть смысл, форма, когда в нем есть история, - нет. Театральная красота – нечто иное, чем например красота в моде, где тело должно оставаться молодым. И потом, старость – это красиво. Правда, все зависит от того, как на нее смотреть. И от того, кто смотрит. «Квартет» для меня не представлял такой проблемы. Иначе я бы его не играла.

- Как вам удается быть одновременно актрисой, режиссером и директором Комедии Франсез?

- Я занимаю пост директора год. И я должна признать, что административная власть – не самый лучший друг творчества. Сегодня мне очень сложно продолжать играть, потому что для игры нужна совсем другая энергия. Когда я играю, я свободна, я не должна никому подчиняться. Более того, игра – что-то связанное скорее с бессознательным. А когда я - директор, я всегда должна осознавать свои действия. Я работаю целыми днями и для меня совмещать игру и административную работу очень сложно. Я продолжаю играть только «Квартет», потому что спектакль обладает для нас совершенно особым смыслом.

С самого начала моей актерской карьеры я параллельно занималась режиссурой. Актерство и режиссура – разные способы делать ту же работу. Что для меня новое, так это - директорство.

- Не мешает ли вам режиссерский опыт в работе с другими режиссерами?

- Однажды я играла в спектакле, который ставила сама и поняла, что никогда не буду делать это впредь. Это совсем разные области. То, что я вижу как режиссер, я совершенно не чувствую как актриса. Немножко похоже на шоры, которые позволяют лошадям видеть только то, что прямо перед ними.

- Что вы почувствовали, когда вас выбрали генеральным директором?

- Назначение было для меня полной неожиданностью. Я стала размышлять о том, от чего я должна буду отказаться. Например, от моей работы в Консерватории: работа с молодыми актерами для меня много значила. И, конечно, от моей актерской карьеры. Но потом я подумала, что играю уже сорок три года (я начала играть очень рано), и что в моем возрасте отвечать за что-то – правильно. И я просто ответила согласием.

Да и как я могла отказаться. Это предложение для меня - большая честь.

- У Комедии Франсез – трехсотлетние традиции. В чем они выражаются?

- Комедии Франсез – прежде всего, блестящая школа для актера. Это старейший театр со своими традициями, легендами, приметами.

- Интересно, в какие приметы верят в старейшем театре Франции?

- В странные и даже смешные. Например, у нас не принято говорить «веревка» на сцене. Если кто-то скажет, выставляет шампанское всей труппе. Когда-то машинист сцены был моряком, а на корабле веревка – для повешенного. На корабле все говорят «конец» или «трос». Да полно таких историй. На сцене нельзя появляться в зеленом. Говорят, Мольер умер в зеленом. Сегодня мы, конечно, и зеленое надеваем, если надо и говорим «веревка», если она есть в тексте.

Я не верю в приметы, они приносят несчастье.

- Сегодня у Комеди Франсез репутация театра консервативного, закрытого. Планируете ли вы сделать театр более открытым для мира?

- Именно этим я занимаюсь. Днем и ночью. В следующем году у нас будут большие гастроли по всем новым странам Европы. Я надеюсь, вы сами увидите в 2009 году, что мы стали более открытыми.

- Не кажется ли вам, что закрытость театра мешает вашей молодежи стать звездами международного уровня?

- Нет. Большинство самых больших и самых известных французских актеров в свое время прошли через Комеди Франсез. Изабель Аджани, например. Сегодня многие из них не в театре потому, что все время снимаются в кино. У кино свой ритм, и он не позволяет параллельно играть в театре (не только в Комеди Франсез).

Я не думаю, что театр должен брать на себя заботу об артисте. Одновременно театр не должен мешать артисту пройти собственный путь. Мы не в монастыре. Мы – в театре. Это нормально поехать поработать в другую страну, сняться в кино. Мне кажется, быть более открытым – зависит от артиста. Сегодня мы можем принять, скажем, 11 из 12 предложений. И как администратор я пытаюсь максимально открыть двери.

Я выросла в этом театре и не чувствую себя запертой, как не чувствую и недостатка внимания. Театр мне дал возможность поработать с величайшими режиссерами современности. Например, с Матиасом Лангхоффом, Антуаном Витезом, Жаком Лассалем, Аланом Франсоном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
880
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
852
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
689
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
462

Другие новости