«Горе от ума» ≈ спектакль странный, необычный, кажется, и для самого Туминаса, и потому странный, что режиссер в первый раз, как показалось, попытался поставить именно «русский спектакль». Но не выдержал, сорвался на европейские аллюзии. Прочел текст нашего классика как домашнюю, частную историю. Приехал молодой человек обратно в Москву, чего хочет, толком и сам не знает. И Софья Павловна-то похорошела, и жена Горича тоже дамочка ничего себе┘ Тут не «Горе от ума», не «Горе уму» ≈ тут «много шуму из ничего».
Владислава Ветрова должно было бы заметить еще по его роли Ставрогина в «Бесах» (постановка Анджея Вайды). В спектакле «Горе от ума» ему выпала участь перевоплотиться в приспособленца Молчалина. Ветров ведет роль остроумно, пластично, и вместе с тем наделяет даже лирикой столь ненавистного нашему сердцу персонажа. Что удивляет в этом Молчалине? Он прижился в этом доме, как Петруша, Лиза и иная челядь. Этот Молчалин совсем не ловкач, который грезит о карьере. Ежедневно встречаясь с Фамусовым Гармаша, ему и не хочется тревожиться в эту сторону. Он всем доволен. Софья его хочет, не любит, а хочет. А не Пушкин ли сказал: «То ли б┘., то ли московская кузина». Но у Молчалина ≈ Ветрова нет и тени затаенного социального реванша. Все хорошо. Одна барышня жаждет его, другую ≈ он. Работа в доме не пыльная. Фамусова обвести вокруг пальца нетрудно. Молчалин совсем его не боится.
Он устроился между теплой печкой, что похожа на Пизанскую башню, и домом за синим высоким забором. На заборе сидят вороны, но даже им лень каркать. Молчалин ведет свою любовную игру с дочерью хозяина не по подлости души, а по свойству характера. Не стоит огорчать ближнего, тем более когда самому проводить ночи в радость ≈ барышня Софья хороша. Но и Лиза тоже славная, она и Фамусову приглянулась. Когда в долгой мимической игре Чацкий, как ребенок, будет ломиться в открытую дверь к Софье в буквальном смысле этого слова, то Молчалин Ветрова откроет воображаемую дверь, которую никто не закрывал. Его герой улыбнется, но не только без превосходства относительно Чацкого, а с рекомендацией в подтексте: «Александр Андреевич, не ломитесь в открытую дверь. Она открыта для вас».
Этот Молчалин ≈ гедонист. И на скрипке можно помузицировать с той же Лизой, поскольку никто в доме больше инструмента в руки не берет. И на флейте он играет в отличие от Розенкранца с Гильденстерном, хотя те самые европейские аллюзии, о которых мы говорили, выводят спектакль на пародию «Гамлета». Софья – пародия на Офелию, Фамусов – Полония, Чацкий – Гамлета, а Молчалин ≈ сразу и на Розенкранца и Гильденстерна. Чем же будет наказан Молчалин Ветрова? Только не разоблачением, поскольку ни такой Чацкий, ни такая Софья разоблачить не могут. Лиза предпочтет, вероятней всего, Петрушу. Но для этого Молчалина и такое предпочтение не помеха, поскольку в душе у него нет ни горя, ни ума.