«Комеди Франсез» ≈ старейший национальный театр Франции. Он был основан в 1680 году в Париже по указу Людовика XIV и объединил театр Мольера и театр «Бургундский отель».
Прошло уже несколько веков, а «Комеди Франсез» парижане до сих пор называют «Домом Мольера», может быть, потому, что театр строго следит за своими традициями и остается репертуарным. Это отличает его, например, от английской традиции, отдаленно напоминающей нашу антрепризу: спектакль прокатывают несколько месяцев, затем снимают с репертуара, выходит новая премьера и так далее.
Что касается репертуара, то предпочтение отдается национальной классике ≈ Корнелю, Расину и Мольеру, да и режиссеры, как правило, ставят здесь спектакли в русле традиций, укоренившихся в «Комеди Франсез»: эксперименты всякого рода не слишком приветствуются публикой. Когда несколько лет тому назад худрук московской «Школы драматического искусства» и гуру мистериального театра Анатолий Васильев поставил здесь «Маскарад» Лермонтова, в котором Арбенин ездил на инвалидном кресле, голос из зала запротестовал, выкрикнув: «Мерд! Русское мерд!» (справедливости ради: спектакль по тамошним меркам жил долго). А вот «Лес» Островского в постановке Петра Фоменко пришелся французам по вкусу. Не так давно спектакль привозили в Москву ≈ это были первые за несколько десятилетий гастроли «Комеди Франсез» в России.
В отличие от российских театров в труппе «Комеди Франсез» не принято «премьерство» (практика «звезд»), хотя некоторые исполнители приобретали множество преданных поклонников. Здесь играл любимый актер Наполеона Тальма, великая Сара Бернар, а в недавние годы ≈ знаменитый мим, актер Жан-Луи Барро, которого многие помнят по фильму «Дети райка».
Несмотря на привычное русскому слуху словосочетание «репертуарный театр», управление «Комеди Франсез» осуществляется иначе, чем у нас. Сообщество театра включает в себя около 30 актеров-пайщиков, или «сосьетеров», и около 40 актеров на жалованье, или «пансионеров», работающих по контракту. Сосьетеры выбирают пьесы для представления, а политику театра в целом определяет администратор, которого назначает французское правительство.
Если вы приехали в Париж на несколько дней и не успели зарезервировать билет в «Комеди Франсез», то в день спектакля вам придется отстоять довольно большую очередь в кассу: зал «Комеди Франсез» никогда не пустует. За двадцать минут до начала представления есть возможность на него попасть, только перекупив бронь, за которой не пришли. Цены здесь немногим выше крупных московских театров: в среднем билеты в старейший национальный театр стоят от десяти до семидесяти пяти евро.
Можно, конечно, пройти и без билета. Вместо привычных нам бабушек-билетерш на входе в «Комеди Франсез» стоят улыбчивые молодые люди во фраках и с бабочками, к которым зрители с билетами подходят сами. Если не подойдешь, а пройдешь мимо него, никто не остановит с криками: «Куда?!» Однако вопрос о билете может встать в гардеробе: без наличия билета у вас не примут ни плаща, ни шпаги, ни челночной сумки. Но и этот уровень можно пройти без проблем, поскольку в зал пускают и в верхней одежде, которую многие просто вешают на спинку кресла. Кстати, еще одно отличие от российских театров: программки, а также проспекты о театре раздают совершенно бесплатно. Правда, качество их порой подтверждает русскую пословицу о бесплатном сыре.
Зрители приходят, как правило, в довольно демократичной одежде. Но если вам захочется надеть вечернее платье или фрак с бабочкой, косо на вас никто смотреть не будет. А улыбчивые капельдинеры проводят прямо до места.
Если вы не хотите идти в зал с вещами, имейте в виду, что у каждого сектора есть свой гардероб. Кроме того, выходить из зала во время действия в парижском театре не принято настолько, насколько входить в него с едой и напитками. И учтите, что если вы забудете выключить мобильный телефон, то рискуете получить от сидящих с вами рядом укоризненные взгляды. В отличие от московских зрителей, часто манкирующих просьбой отключить звук мобильного, французы уважают актерский труд и не мешают другим смотреть спектакль.
Помимо самого спектакля, особого внимания в «Комеди Франсез» заслуживают бюсты великих драматургов, режиссеров и актеров, с именами которых связана история театра. Один из них ≈ бюст Вольтера ≈ стоит в главном буфете, а знаменитое кресло самого Вольтера, в котором он умер, можно увидеть в фойе театра.
Буфет «Комеди Франсез» по своему виду напоминает торжественный зал для приема гостей. Такой роскошью в России может похвастать не всякий театр. Что до меню и цен, то здесь российский зритель не будет удивлен. Традиционные бутерброды и шоколадки от четырех евро и выше, и напитки, цена которых в среднем сорок пять евро (за бутылку). Именно здесь, в буфете, предусмотрено место для курения (а не как у нас обычно, рядом с туалетом), но покурить можно и на балконе, который опоясывает театр.
1 На этой лестнице проверяют билеты. Именно по ней можно пройти в обход билетера. 2 Фасад «Комеди франсез». Мимо такого здания не пройдешь. 3 Бюст Вольтера в главном буфете театра. 4 Кафе рядом с «Комеди Франсез». Эмблема театра