В театре, как известно, все боятся второго премьерного показа, не первого и не третьего. И вполне понятно ≈ почему. На премьере многое проходит на энтузиазме, а на следующий день уже появляются рецензии, отзывы явных и тайных доброжелателей, и энтузиазма убавляется. К третьему показу участники спектакля сживаются с критикой и, выходя на сцену, стараются помнить только зрительские глаза «пап и мам». Спектакль все равно начинает свою жизнь.
Редакция журнала «Станиславский» выпускает второй номер. Энтузиазм наших сотрудников, правда, не поубавился, нам раздаются звонки читателей, с которыми в ближайших номерах мы установим прямую связь, нас уже спрашивают о подписке, нас ободряют и поддерживают многие театральные деятели и добрым словом, и конструктивной критикой. Мы вышли на рынок печати.
Чем будем удивлять? Этот вопрос перед началом сезона задает себе любой художественный руководитель театра. Задаем его и мы. И этот вопрос не является только «рыночным», но, если хотите, не будем пугаться слова, «идеологическим». Какова необходимость издавать еще один журнал? Кажется, рынок перенасыщен. Подойди к любому киоску печати ≈ бери не хочу.
Журнал «Станиславский», оправдывая свое название, поставил себе целью увлечь читателя театром, людьми театра ≈ от режиссера, концептуально мыслящего, до рабочего сцены, хранящего в памяти ценное свидетельство. Идя с читателем по театру, мы заходим не только в зрительный зал, но гуляем по фойе, наслаждаясь уникальными интерьерами, в музее рассматриваем редкие вещи, как правило, связанные с судьбой того или иного выдающегося деятеля сцены. Наведываемся в кабинет худрука, рассматривая фотографии, книги, подарки, сделанные поклонниками от души, присаживаемся в зрительском буфете, интересуясь ценами и меню. Заходим, если пускают, за кулисы. Смотрим, как работают на сцене большие артисты, в антракте разговариваем о жизни и искусстве с актерами в гримерке.
Режим ежемесячного издания спровоцировал редакцию к тому, чтобы в рубрике «Театральная карта», которую ведет Григорий Заславский, появлялась самая разная и насыщенная информация не только о премьерах, но и о юбилейных спектаклях, вводах, о внутренней жизни театра, о событиях в столице и за рубежом. Зачастую мы живем в навязанном нам информационном поле. Поводом для внимания театрального обозревателя в последние годы стала только премьера. А ведь театр живет не только и не столько премьерами. И вводы, и новое партнерство, и сотый спектакль ≈ все это события в жизни любого театра.
Сегодня и глянцевые и неглянцевые издания не обходятся без интервью со звездами. Мы в этом ряду не исключение, но наш журнал, терзая вопросами известных деятелей театра, стремится понять, отразить историю успеха не только через диалог со звездой, но привлечь в материал такого рода суждения коллег, партнеров, друзей, родных. Так рождается объем и самой жизни, и жизни в искусстве.
Когда сегодня заходишь в книжный магазин, то обращаешь внимание на то, что у полок с исторической литературой толпится особенно много народу. Мы это заметили. Восстанавливая заново мировую историю, переписанную в советский период, нынешнее время предлагает самую разную историческую литературу с самыми разными подходами. А что происходит с историей театра в новейшее время? Журнал «Станиславский» попробует в рубрике «Перекрестки истории», обращаясь к прошлому, помнить о настоящем. Восстанавливая в правах белые и черные пятна истории, вызволяя те или иные факты прошлого, хотелось бы, чтобы история нас учила избегать чужих ошибок. Достаточно того, что сделаем свои.
Конечно, журнал «Станиславский» не мог обойтись без страниц, посвященных великому реформатору русского театра. О К.С. написано немало исследований, научных трудов, но редакции бы хотелось обратить внимание не только на Станиславского-художника, но и человека. В этом номере публикуется уникальный материал о Станиславском ≈ успешном фабриканте. Эта тема в советское время замалчивалась, но согласитесь, что важно представлять личность одного из основателей Художественного театра во всем объеме.
Предвижу скептические улыбки интеллектуалов, которые упрутся взглядом в театральный гороскоп. Однако театр и наше общество в особой степени подвержено суевериям: мы верим снам, приметам. Обо всем этом мы также намерены поговорить в журнале. Кстати, Вл. Немировичу-Данченко цыганка гадала, какого числа лучше открываться Художественному театру. Большой вопрос: область ли суеверий ≈ составление гороскопа? Этой традиции тысячи лет. В нашем журнале его составляет профессионал своего дела. А прислушиваться или нет к его рекомендациям, решает каждый за себя.
Ответственный редактор журнала «Станиславский»