Джанет Йеллен беседует с участниками форума в Гарвардском институте перспективных исследваний в Кембридже, штат Массачусетс, в мае. ФОТО CHARLIE MAHONEY FOR THE NEW YORK TIMES
Итак, ФРС повысила процентные ставки. Это было ошибкой, хотя и не такой серьезной, какой могло быть, случись повышение год назад. В любом случае, похоже, настал подходящий момент посмотреть, в каком состоянии экономика США и что этот шаг означает для монетарной и фискальной политики.
На данный момент статистические данные свидетельствуют, что американская экономика близка к полной занятости. Речь не столько об уровне безработицы (учитывая низкую долю работающих), но рост зарплат ускорился и процент увольняющихся вернулся на более-менее докризисный уровень, а это означает, что работники чувствуют себя довольно уверенно относительно перспектив трудоустройства.
Означает ли это, что дешевые деньги и более мягкая фискальная политика больше не нужны? Нет, но теперь ситуация тоньше – теперь все дело в предосторожностях. Прямо сейчас экономика в порядке, но все может измениться. Конечно, дела могут пойти лучше, но может получиться и наоборот, а издержки слабости куда больше, чем издержки неожиданной силы, поскольку у нас не будет правильной политики на случай проблем.
Я хочу сказать, что, поскольку процентные ставки все еще близки к нулю, приступ экономической слабости нельзя будет вылечить с помощью мощной монетарной экспансии. Обеспечить фискальное стимулирование будет сложно по политическим причинам, особенно учитывая, кто скоро будет править бал. Это означает, что желательно набрать скорость и отойти подальше от опасного берега. То есть надо дать экономике окрепнуть, позволив инфляции слегка увеличиться. Как я уже говорил, я считаю, что ФРС допустила ошибку, и я бы приветствовал небольшой (1–2% или даже чуть больше?) рост бюджетного дефицита, особенно если бы он предполагал увеличение расходов на инфраструктуру. Однако что если мы вот-вот получим мощный фискальный стимул от Трампа? Он не будет правильно нацеленным ни с точки зрения спроса, ни с точки зрения предложения. Еще менее вероятным представляется обещанное им развитие инфраструктуры, так что нас ждет снижение налогов для богатых с низкими мультипликаторами и незначительной отдачей со стороны предложения. Подобная политика может оправдать повышение процентных ставок. Но ФРС следует еще подождать и понаблюдать за ситуацией.
Между тем фискальная экспансия Трампа мало что сделает для ускорения роста, поскольку ставки вырастут и частные инвестиции будут замещаться государственными. Кроме того, у нас, возможно, будет более крепкий доллар и отрицательное сальдо торгового баланса увеличится, как при Рейгане.
Так что нас скорее всего ждет деиндустриализация и медленный рост. Это не совсем то, чего ожидают граждане.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Экономика для миллиардеров, управляемая миллиардерами
К настоящему моменту республиканцы – сторонники Трампа должны были понять, какую медвежью услугу они оказали всем нам. Они выбрали лидера, который позаботится, чтобы у страны была экономика, ориентированная на миллиардеров.
Такая экономика характеризуется ограничением прав трудящихся, отсутствием справедливой оплаты труда, социальной поддержки, пенсий и доступного здравоохранения. При этом деятельность бизнеса никак не регулируется, компании и богачи получают налоговые льготы, а все остальные, наоборот, платят больше.
Избиратели-республиканцы могли думать, что их герой вернет их в старые добрые 50-е годы, но они не поняли, что речь идет о 1650-х годах.
Повышение процентных ставок – это просто еще один способ грабить массы. Миллиардеры уже не знают, что еще купить, поэтому у них скапливается все больше наличных. Более высокие процентные ставки гарантируют, что их сбережения будут расти со временем.
– M., Пенсильвания
Дональд Трамп был не кандидатом, а троянским конем. Внешне он выглядел привлекательно для избирателей, но внутри были солдаты, готовые вырваться наружу.
В ходе предвыборной кампании Трамп никак не давал понять, что собирается назначать на важные посты только самых низкопробных бизнесменов.
– Hugh Robertson, Луизиана
Не понимаю, как мы можем использовать термин «фискальная политика» и не хохотать. Конгресс, похоже, позабыл, что это такое.
– Michael Boyd, Флорида
Трамп – бизнесмен, который умеет снижать издержки. И одним из ключевых пунктов его плана являются существенные расходы на инфраструктуру, которые предполагают частичное привлечение частного сектора. Это великолепная идея.
Если объединить это с реальным ослаблением госрегулирования, то можно добиться неплохого роста экономической активности.
За этим последует рост занятости, что будет способствовать плавному и контролируемому росту инфляции. При администрации Трампа не будет разбазаривания денег.
Тем не менее вам не терпится обвинить Трампа во всех тяжких еще до того, как он приступит к работе.
– Juan Briceno,
Великобритания
Я уже некоторое время подозреваю, что в мире избыток капитала, и можно даже увидеть, как этот капитал перетекает с рынка на рынок.
В прошлом повышение процентных ставок могло привести к спаду на фондовом рынке. Но сегодня так много свободного капитала в облигациях, что его хватит для того, чтобы рынок вырос еще сильнее.
Мы скоро узнаем, действительно ли вокруг нас полно избыточного капитала. Если это правда, то повышение Федеральным резервом ставок не приведет к повышению ставок по долгосрочным облигациям, над которыми у ФРС нет прямого контроля.
– Robert L. Walton,
Массачусетс
Трамп – бизнесмен, его сфера – микроэкономика. Однако для управления страной нужно глубокое понимание макроэкономики.
К сожалению, Трамп не смог бы сдать даже школьный экзамен по макроэкономике.
– Allen S., Джорджия