ФОТО ANDREW TESTA/THE NEW YORK TIMES
Тысячи демонстрантов собрались в центре Лондона, чтобы выступить против брекзита. Снимок июля 2016 года. В июне британские избиратели проголосовали на референдуме за вызвавшее неоднозначную реакцию решение о выходе страны из Евросоюза.
Мне все еще трудно понять, почему мои коллеги-экономисты почти единодушны во мнениях относительно краткосрочных и среднесрочных последствий брекзита.
Я пытался подчеркнуть, что, несмотря на очевидные основания считать, что брекзит сделает в долгосрочной перспективе Великобританию беднее, совсем необязательно, что в краткосрочной перспективе он должен спровоцировать спад. Я получил несколько вдумчивых комментариев, но они подняли лишь новые вопросы. И должен сказать, что в довольно большом количестве полученных мною откликов наблюдается до странности неправильное восприятие текста. Как будто экономисты просто неспособны переварить предположение, согласно которому фактор, который будет иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе, необязательно должен отрицательно влиять в ближайшем будущем.
Так что позвольте мне привести пример аналитики, которая, на мой взгляд, должна вызвать удивление: зловещие предупреждения о британском спаде от инвестиционной фирмы BlackRock. Как отмечается в недавно опубликованной статье Reuters, «Великобритания в течение предстоящего года впадет в рецессию, и ежегодно на протяжении каждого из следующих пяти лет рост будет по меньшей мере на 0,5 процентных пункта ниже как результат выхода Великобритании из Евросоюза», – заявила компания – мировой лидер по управлению активами во вторник.
«Согласно нашим базовым расчетам, мы получим спад», – сказал журналистам на брифинге, посвященном прогнозам по инвестированию, главный специалист по инвестиционной стратегии Ричард Тернилл. «В Великобритании скорее всего будет значительное снижение инвестиций», – заявил он, добавив, что брекзит гарантирует сохранение высокой политической и экономической неопределенности.
Когда мы говорим «неопределенность», что мы имеем в виду? Лучший из полученных мною ответов гласит, что в течение некоторого времени, до того, как все утрясется, у фирм не будет уверенности относительно того, как лучше инвестировать в Великобритании, так что будет выгоднее взять паузу.
Давайте немного проясним ситуацию: предположим, вы считаете, что брекзит повлечет серьезные отрицательные последствия для экспорта услуг лондонским Сити. Это означало бы, что инвестиции, скажем, в строительство офисных зданий в Лондоне не будут сулить ничего хорошего. С другой стороны, это также означало бы ослабление фунта, повысив привлекательность инвестиций в промышленную недвижимость на севере Англии. Но, не зная, насколько выраженными будут последствия одного из этих вариантов развития событий, вы приостанавливаете до прояснения обстановки инвестирование и туда, и сюда.
Это связная история, реализация которой могла бы привести к спаду в следующем году.
Однако в какой-то момент такого рода ситуация проясняется. И мы либо видим, как финансовые фирмы покидают Лондон, и становится ясно, что фунт ослабел и таковым и останется, либо выясняется, что прелести Парижа и Франкфурта преувеличены, и Лондон снова становится тем, чем был. В любом случае должно вернуться отложенное инвестирование. Это не только означает, что удар по росту будет временным: также должен возникнуть отскок – период более высокого, чем обычно, роста на фоне резкого притока отложенных инвестиций.
Поскольку некоторые, кажется, не могут прочитать то, что я говорю, это должно произойти даже в случае реализации неблагоприятного сценария. Это развитие, в результате которого должен начаться отложенный бум, как бы ситуация ни развивалась.
Но представляется, что BlackRock, да и почти все остальные говорят о другом. Они прогнозируют снижение роста на всю обозримую перспективу.
Возможно, они и правы. Но я по-прежнему не вижу логики. Мне кажется, что слово «неопределенность» употребляется как обобщающий термин для «неприятностей».
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Отложенные или утраченные?
Г-н Кругман, не понимаю, почему вы считаете, что после снятия неопределенности «будет резкий приток инвестиций».
Предположим, я возглавляю автомобильный завод в Японии и думаю, следует мне инвестировать в Великобританию или в Польшу, чтобы продавать машины в Европе. Предположим также, что, когда все утрясется, Великобритания столкнется со значительными тарифами на экспорт автомобилей в Европе.
Это означает, что я буду инвестировать в Польшу. И все эти деньги, как и сопутствующие факторы экономического стимулирования, Великобритания потеряет навсегда.
– G.B., Великобритания
А что если инвестиции будут не отложены, а просто пойдут в другое место?
Если вы выбираете между расширением офисных площадей в Лондоне или Париже, сейчас вы, вероятно, будете делать это в Париже. А если вы выбираете нового поставщика виджетов, скорее всего вы выберете компанию в Штутгарте, в Германии, а не в английском Шеффилде. Простой факт заключается в том, что вы не знаете, сколько будет стоить через два года импортирование виджетов из Шеффилда.
– Daniel Derrett, Великобритания
«Снижение инвестиций» может означать как отложенные инвестиции, так и утраченные инвестиции. В вашем сценарии акцент сделан на отложенные.
– Michiel Nijk, Нидерланды
Никто не знает, как отреагируют на брекзит Шотландия и Северная Ирландия, и неопределенность нависла над будущим Великобритании как финансовым центром Европы. Это крупные неизвестные.
Так что я представляю себе, как эти моменты окажут негативное влияние в краткосрочной перспективе, и не представляю, почему инвестиции когда-нибудь вернутся.
– Neil Bruce, штат Вашингтон
Реальность брекзита состоит в том, что люди решат не инвестировать в Великобританию сейчас, что означает, что в долгосрочной перспективе экономика станет слабее.
– Albie, Япония
Брекзит на неопределенный срок снизит уровень инвестиций в Великобританию. Неопределенность просто раскручивает инвестиционный спад, так что снижение ВВП произойдет скорее сейчас, чем через 5 или 10 лет.
– Marc, Великобритания
Я думаю, что вы правы, г-н Кругман, по крайней мере в том смысле, что отнюдь не ясно, что произойдет в краткосрочной или среднесрочной перспективе.
Все это из области психологии, а значительная часть психологии, связанной с реакцией на брекзит, иррациональна, в то время как макроэкономика подразумевает рациональное поведение.
– Bill, Нью-Йорк
Великобритания уникальна в плане своей зависимости от иностранных инвестиций, а иностранным инвесторам не нравятся слабые валюты.
– Marques Mendes, Португалия
Значительная часть этого негатива – показатель беспомощности: видит око, да зуб неймет. Люди, делающие зловещие предсказания, скорее всего много инвестировали как эмоционально, так и финансово в Евросоюз и в то, чтобы Великобритания была его частью.
– Ron Cohen, Массачусетс