JIM WILSON/THE NEW YORK TIMES
Вагоны с углем у погрузочного терминала в Вайоминге. Главной задачей своего второго президентского срока Обама сделал снижение выбросов от сжигания угля.
Газета Wall Street Journal недавно опубликовала примечательную редакционную статью под заголовком «Побоище в стране угля», в которой президента Обаму обвиняют в уничтожении рабочих мест путем введения страшных, вселяющих ужас и бесполезных регламентирующих норм, касающихся угля: «Согласно данным Национальной ассоциации работников горнодобывающей промышленности, с 2008 года США лишились 40 тыс. рабочих мест в угольной промышленности», – гласит редакционная статья.
Это более весомая цифра, чем данные Бюро статистики труда США, но неважно. Возможно, вам захочется посмотреть на эту цифру в контексте, вспомнив о том, что с 2010 года американская экономика приросла 14 млн рабочих мест в частном секторе. Возможно, вы также отметите, что угольная промышленность уже давно переживает спад.
Но по-настоящему в этой редакционной статье меня поразили две вещи. Во-первых, газета насмехается над тем, что «мы все еще ждем всех тех новых зеленых рабочих мест, которые г-н Обама обещает с момента своего прихода в Вашингтон». Что ж, взгляните на график.
Да, данные по занятости в солнечной энергетике предоставила негосударственная структура Solar Foundation, но Wall Street Journal также взяла цифру по горнодобывающим рабочим из статистики частной структуры. Возможно, вам захочется придраться к отдельным показателям, но бум в возобновляемой энергетике в США – это реальность, как и растущее число рабочих мест по таким профессиям, как установщик солнечных панелей. Не могу представить себе расчетов, при которых число созданных зеленых рабочих мест окажется меньше количества утраченных рабочих мест в угольной промышленности – отрасли, которая еще до прихода к власти г-на Обамы была уже лишь тенью себя прежней.
Вторая поразительная вещь в редакционной статье связана с тем, что в ней как должное воспринимается понятие, что любое регулирование – это зло, включая регламентирование по ртути и угольной золе (последняя также содержит ртуть и другие тяжелые металлы, например свинец). Давайте посмотрим: ртуть – нейротоксин, который может подавлять развитие интеллекта, а другие тяжелые металлы способны вызывать рак и приводить к различным отравлениям у людей. С точки зрения какой морали или даже в какой экономической области ограничение выбросов нейротоксинов представляется очевидно ошибочным?
Я знаю, что эта статья писалась не для того, чтобы выдвинуть какой бы то ни было рациональный аргумент, это была просто антиобамовская двухминутка ненависти. Но такое все-таки удивительно читать в газете, которая порой претендует на то, чтобы быть на голову выше консервативного комментатора Эрика Эриксона.
Упрямые консерваторы
О, боже! Вот что заявил Марко Рубио в недавнем интервью программе Face the Nation на канале CBS: «У меня есть право защищать свою семью, если кто-то стал бы нас преследовать. На самом деле если когда-нибудь у нас или в нашем районе появилось бы ИГ (запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»), последняя линия обороны между ИГ и моей семьей – это мое умение защитить свою семью от них или от преступника или кого-либо, кто собирается причинить нам вред. Так думают миллионы американцев».
В те годы, когда я только стал доцентом в Йельском университете, одного из аспирантов ограбили: тогда Нью-Хейвен был опасным местом. Другой начал хвастать, что он дал бы грабителям отпор, что сразу вызвало насмешки: «И связал бы их своими очками».
Считается, что взрослые должны понимать, что они – не герои фильма с Брюсом Уиллисом. Но претенденты на выдвижение в президенты США от Республиканской партии не только витают в таких фантазиях, они ими еще и вовсю гордятся.
Прекрасно.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
![]() |
SOURCES: BUREAU OF LABOR STATISTICS, SOLAR FOUNDATION |
Потребителям хочется «зеленого» будущего
Недавно я уволился из компании, занимающейся тепловодоснабжением.
Перед тем как мне уйти, мой бывший работодатель заявил, что солнечная энергетика более экономичная, чем угольная, поэтому компания строит солнечную электростанцию.
Кроме того, компания установила новую систему для фильтрации ртути на своих электростанциях, работающих на угле, а один из угольных блоков планируется перевести на природный газ. Остальную энергию генерируют турбины внутреннего сгорания, газовые турбины и атомные станции.
У компании есть долгосрочный план стать более экологичной. Именно этого хотят потребители, и это наиболее экономичный путь.
– Stephen, Флорида
Упадок угольной промышленности навевает мне такую же печаль, как поимка Хоакина Гусмана по прозвищу Коротышка. И угольная промышленность, и Коротышка занимаются тем, что травят американцев.
Загрязнение воздуха в результате сжигания ископаемого топлива (не только угля), по некоторым оценкам, привело к сотням тысяч преждевременных смертей в США за несколько лет. И если вам нужно напоминание о том, что может случиться в отсутствие регулирования использования угля, подумайте о смертельном облаке смога, висевшем над Пекином в декабре прошлого года.
Я жду дня, когда в угольной промышленности совсем не останется рабочих мест.
– Bill, Нью-Йорк
Думаю, можно не сомневаться, что никто из авторов редакционных статей Wall Street Journal не захочет жить по соседству с угольной шахтой, где качество воздуха и воды страдает из-за добычи.
– James Lee, Техас
В 80-е годы я наблюдал, как мой отец, дядя и другие достойные люди теряли работу на металлургических заводах в окрестностях Питтсбурга. Большинство из них так и не восстановили свое финансовое благополучие, а в результате пострадали их семьи.
Я думаю, многие американцы понимают, что время угля прошло. Но я бы хотел, чтобы администрация Обамы организовала масштабную программу создания рабочих мест и переподготовки и чтобы наш следующий президент ориентировал эту программу на шахтеров и других людей, которые заняты добычей ископаемого топлива.
Они же не виноваты, что правительство пытается бороться с глобальным потеплением климата или что рынки переключились на более дешевый природный газ.
– David Appell, Орегон
Г-н Кругман, вам давно пора понять, что для редакторов Wall Street Journal (и для большинства консерваторов) свобода означает возможность добавлять людям в утренние хлопья нейротоксины. Иначе это уже будет не американское утро!
– R. Williams, Джорджия